Всероссийский постоянно действующий творческий конкурс педагогов детских дошкольных организаций «Творческая искорка»
Карпук Ольга Сергеевна –
воспитатель,
Зеленова Мария Сергеевна –
учитель-логопед
МАДОУ ДС № 9 «Березка»
Методические разработки, презентация
КОП «Музыкальная игрушка-шумелка»
Технологическая карта: «Город Мастеров»
Образовательная область: Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка».
Возрастная группа: 6-7 лет.
Количественный состав участников: 10 человек.
Количество встреч: 4
Руководитель (педагог): Карпук О.С., Зеленова М.С.
Направление практики: Практическое.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современным детям всё меньше интересны обычаи и традиции русского народа, что люди забывают о своём культурном наследии, о своей музыке и об инструментах, без которых когда-то невозможно было представить жизнь русских людей. Шумовые инструменты необходимы детям с тяжелыми нарушениями речи для развития фонематического слуха, восприятия и ритма.
Как пришли к интересу:
Когда ребята участвовали в олимпиаде по сказкам, возникли вопросы: Что такое заклички? Кто их придумывал? Было ли музыкальное сопровождение? Какие они были? Кто их делал? Из чего?
Когда начали разбираться в данных вопросах, дети предложили, изготовить их самим.
Цель: ознакомление дошкольников с русскими народными шумовыми инструментами.
Задачи:
- 1. Дать представление о внешнем виде и звучании ударных и шумовых инструментов народного оркестра.
- 2. Развивать фонематический слух, ритмическую сторону речи через ознакомление с народным музыкальным репертуаром.
- 3. Формировать желание и интерес к игре на русских народных инструментах.
- Воспитывать положительное отношение, интерес к содержанию народной музыки и русской культуре.
- 5. Обогащать словарный запас дошкольников (славяне, скоморох, кокошник, рубель).
Содержание КОП
- Встреча «Давайте познакомимся».
- Беседа о русских народных инструментах.
Цель: Повышение уровня осведомлённости дошкольников о музыкальных шумовых инструментах, овладение расширенным словарным запасом на тему о русских народных музыкальных инструментах
1.2 Посещение музыкального зала «Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами»
Цель: обогащение знаний детей о разнообразии мира звуков и музыкальных инструментов;
- Встреча
2.1 Просмотр презентации о трещотке и рубеле (ребенок); видеопрезентация «Как изготавливали русские народные инструменты».
Цель:
- пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;
- развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха), творческого потенциала, коллективных навыков игры.
2.2 Игровые упражнения (2-3):
Цель: Стимулировать интерес детей в игре на шумовых музыкальных инструментах.
– Изучаем естественные звуки природы, звуки улицы (листья, бумага, ракушки, камни, и т.д.).
-Отгадывание загадок;
– Д/и «4-й лишний»; «Чего не стало?», «Что изменилось?» «Что звучит?» (педагог предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит.), «Физкультминутки».
- Встреча. (Подготовка материала)
Были приобретены шоколадные яйца «Киндер-сюрприз», пластмассовые ложки, различные крупы, изолента, скотч разных цветов.
4.Встреча «Моё творчество» (Практическая часть)
Изготовление музыкальной игрушки-шумелки: Мини-маракасы.
Название:мини-маракасы
Вам понадобятся:
- пластмассовое яйцо от «киндер-сюрприза»
- пластмассовые ложки
- различные крупы,
- изолента, скотч разных цветов.
План изготовления:
- Для начала насыпаем крупы в пластмассовые контейнеры;
- Изменяя крупы и их количество можно регулировать звук маракаса, делая его громче или тише;
- Следующий этап – выполнение ручки маракаса. Для этого складываем ложки вогнутой стороной друг к другу и закрепляем, обматывая их ручки изолентой;
- Далее помещаем контейнер с крупой между ложками и закрепляем его при помощи изоленты;
- Используя изоленту разных цветов можно придать маракасу более нарядный и завершенный вид.
Результат (продукт):
Были изготовлены музыкальные игрушки-шумелки.
Рефлексия.
-Инсценировка сказки-шумелки: «Мышиная история»
– Изготовление памяток для родителей «О влиянии шумовых инструментов на общее развитие ребенка».
Литература:
1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – Москва: ИКТЦ ЛАДА, 2006.
2.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Подготовительная группа. – Санкт-Петербург: Композитор, 2009.
3.Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
4.Пядышева Н.А. Открытый урок по музыке “Русские народные инструменты от древности до современности” (festival.1september.ru )
5.Д.А Рытов «Домашний оркестр для веселого праздника Мастерим и играем»- Ярославль: «Академия развития» 2010г.