КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
«МОСКВА И ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
Программное содержание:
- Расширять и уточнять знания детей о родном городе, его памятных местах.
- Рассказать о мужестве и героизме русских людей, москвичей в годы войны, о том, как помнят об их подвигах сейчас.
- Дать детям понятие «Город-герой».
- Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свой город, уважения к памятным местам, русским воинам, глубочайшего уважения к участникам, ветеранам войны.
- Закреплять умение детей правильно строить предложения, отвечать на вопросы сложными предложениями.
Материал: Иллюстрации, фотографии с изображением памятников героям войны, магнитофон, компьютер, CD-плеер, песни: «День Победы», «У деревни Крюково», «О Родине», «Вставай, страна огромная», слайды: памятники героям войны, военный парад, салют; диск «Парад войск 1941 г.», «Парад войск в наше время».
Подготовка к занятию: Рассказ воспитателя о подвигах Зои и Саши Космодемьянских; героях Панфиловцах, чтение рассказов о героизме русских людей в годы войны; рассматривание иллюстраций с изображением памятников героям войны, экскурсия к могиле Неизвестному солдату (ул. Лавочкина); работа с родителями по ознакомлению с родным городом.
Ход занятия:
Воспитатель: Дорогие ребята, в этом году 9 Мая мы отмечаем годовщину победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
22 июня 1941 года Гитлер со своими войсками без объявления войны напал на нашу Родину.
Дети слушают песню «Вставай, страна огромная».
Рассказ воспитателя.
Все русские люди: и взрослые, и дети встали на защиту своей страны (воспитатель показывает иллюстрацию плаката «Родина мать зовет»).
На защиту своей Родины, своего родного города пошли и москвичи. 7 ноября 1941 года на Красной площади шел парад войск. Это был не просто парад. Прямо с Красной площади отряды шли на фронт, на защиту Москвы (просмотр парада войск 1941 года).
Защищали наш город со всех сторон, защищали и со стороны нашего Ленинградского шоссе. На 41 километре этого шоссе у деревень Крюково, Дубосеково шли тяжелые бои, отважно сражались там бойцы дивизии имени Панфилова, танкисты генерала Катукова. Ни на шаг больше не отступили наши войны, стояли насмерть. И враг был разбит, в панике фашисты стали отступать от Москвы. Советская Армия начала свое наступление.
Вопрос: За освобождение нашей земли от фашистов сражались бойцы разных родов войск. Какие рода войск вы знаете?
Отвечают дети:
И пехотинцы (показ иллюстрации), много подвигов совершили и летчики, артиллеристов называли богами войны потому, что их пушки и «катюши» стреляли очень метко и их очень боялись фашисты, очень смелыми были танкисты (показ иллюстрации).
Воспитатель:
Далекий марш, горячий пот,
Тяжелый выстрел воздух рвет.
И снова Родина зовет:
Броня вперед!
Дети: Отважно сражались и моряки, и морской десант (показ иллюстрации).
Воспитатель:
Для десанта нет преград,
Нет и слова «Нет».
Ведь не только для парада
Тельник и берет.
Воспитатель: За смелость, отвагу, мужество воинов награждали медалями, орденами, а тем, кто наиболее отличился, присваивали самое высокое звание – «Герой Советского Союза».
Не жалея сил, не щадя своих жизней боролись русские люди за свободу своей Родины, и они победили. Четыре долгих года шла война, а 9 мая 1945 года она закончилась, и наш народ стал победителем и освободителем. (Дети слушают песню «День Победы»).
Поэтому каждый год в этот день все люди празднуют победу. Каждый год на Красной площади проходит парад войск (просмотр «Парад на Красной площади»), а вечером над Москвой гремит мирный праздничный салют. (Показ слайда «Салют»).
Вопросы: А как празднуют этот день? (Показ иллюстрации).
Ответы детей.
Дорогой ценой заплатили русские люди за победу. Многие не вернулись с фронта. У многих матерей не вернулись сыновья, у детей не стало отцов и матерей, сестры не дождались братьев, жены – мужей. Но они всегда будут жить в памяти людей.
Воспитатель:
Я с вами равный среди равных,
Я камнем стал, но я живу.
И вы, принявшие Москву
В наследство от сограждан ратных.
Вы, подарившие века мне,
Вы все, кто будет после нас,
Что я смотрю на вас из камня.
Воспитатель показывает иллюстрацию «Памятник Неизвестному герою» у Кремлевской стены. (Дети слушают песню «У деревни Крюково»).
Вопросы к детям: Что это за памятник, что изображено на нем, где он находится?
Воспитатель:
В декабре 1966 года москвичи решили поставить у Кремлевской стены памятник неизвестному солдату. На 41 км Ленинградского шоссе у деревни Крюково была раскрыта братская могила неизвестных войнов, погибших в боях за Москву и оттуда останки одного из солдат перевезли в Москву и захоронили у Кремлевской стены. А потом на этом месте поставили памятник.
Вопросы к детям: Почему у памятника горит Вечный огонь, что он означает? Что происходит у вечного огня? (После ответов детей показать иллюстрацию «Принятие присяги солдатами у Вечного огня»). Затем воспитатель предлагает ребенку прочитать стихотворение «Никто не забыт»
(«Куда б не шел ты, не ехал ты, Но здесь остановись…»)
Воспитатель: В нашем Ленинградском районе тоже есть могила Неизвестному солдату, мы с вами были у этой могилы.
Вопросы к детям: Где находится эта могила? Что вы на ней видели? Что мы делали у этой могилы?
Воспитатель: В Грачевском парке, в самом центре парка стоит памятник Советским воинам.
– Дети, кто был у этого памятника? Расскажите, какой он? (Рассказы детей).
Воспитатель: Много подвигов совершили русские люди, многие стали героями. О них всегда помнят и будут помнить.
Вопросы: А как помнят о героях войны в нашем городе? (Ставят памятники, их именами называют улицы, площади, о них пишут рассказы).
Воспитатель: У нас районе тоже есть улицы, названные именами героев войны.
Вопросы: Какие у нас есть улицы? (улица Зои и Александра Космодемьянских). Почему их именами назвали улицу? Какой подвиг они совершили? Чем были награждены? Рассказы детей.
Воспитатель показывает памятник Зое и Александру Космодемьянским.
– Какая улица еще названа именем героев защитников Москвы? (Героев Панфиловцев). Почему их именем назвали улицу? Почему Панфиловцев называют героями?
Воспитатель показывает памятник героям Панфиловцам.
Воспитатель показывает изображение моста-монумента на Ленинградском шоссе у метро «Войковская».
Вопросы: Какое место в нашем районе еще говорит о том, как мужественно защищали люди Москву? (Мост защитникам).
-Что можно рассказать про это место? (Это мост имени защитников Москвы.
У въезда на мост застыли на постаментах два красноармейца – девушка в пилотке высоко подняла автомат, а боец в каске выбросил руку вперед. Они, как будто говорят: «Стой! Ни шагу назад!»).
Воспитатель: Недалеко от станции «Сокол» есть еще площадь, названная именем летчицы, Героя Советского Союза Марины Расковой. Эта летчица и до войны, и во время войны совершила много подвигов.
Воспитатель: Площади, улицы, проспекты, названные именем героев войны, есть не только в нашем районе, в Москве их много.
- – Какие вы знаете улицы еще?
- -Улица маршала Василевского (дважды героя Советского Союза)
- – Проспект машала Жукова (четырежды героя Советского Союза)
- -Улица Гастелло (летчика, героя Советского Союза)
- -Улица Александра Матросова (рассказывают дети).
Воспитатель: В грозное время опасности на защиту Москвы пошли не только солдаты. С оружием в руках шли рабочие, служащие, студенты, даже школьники. Их называли народными ополченцами. Смело, отважно сражались народные ополченцы и совершили много подвигов. В память об этих людях у нас в городе названа улица – улица Народного ополчения.
В память о подвигах Советского народа у нас в Москве и под Москвой есть памятники героям войны.
– Какие вы знаете памятники? (41км Ленинградского шоссе «Ежи», 23 км этого шоссе «Защитники Москвы», «Народным ополченцам», «Площадь мужества» в Измайловском парке).
Воспитатель: А в вестибюле метро «Белорусская» стоит памятник «Белорусским партизанам» (показ слайда); памятник «Партизаны» есть и на станции метро «Измайловская» (показ слайда).
Воспитатель: Дети, за то, что Москва выстояла в то тяжелое время, за то, что не была отдана фашистам, за мужество и героизм москвичей, наш город награжден самой высокой наградой Родины, и было присвоено ему самое высокое звание.
- – Какой награды был удостоен наш город?
- – Какое звание присвоили городу?
- – Где находится Звезда города-героя?
Воспитатель:
Помните!
Через века, через года,
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда.
Помните!
Не плачьте,
В горле сдержите стоны,
Памяти павших Будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди, покуда сердца стучатся,
Помните, какою ценой завоевано счастье.
Пожалуйста, помните!
В конце занятия воспитатель говорит: После занятия мы с вами возьмем цветы, которые вы сегодня принесли, и отнесем их к небольшому памятнику, который находится на улице Лавочкина.
Изотова Татьяна Ивановна
Шляпина Виктория Васильевна
Земскова Майя Витальевна
воспитатели
ГБОУ «Гимназия № 1583 им. К.А. Керимова»
д/о № 4 г. Москва