Русакова Оксана Сергеевна
Санду Светлана Сергеевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 24 «Берёзка»
Старооскольского городского округа
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»
название – МОЯ СЕМЬЯ – МОЯ ГОРДОСТЬ!
Секция – 1.«Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка»
Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. В первую очередь – с родителями.
«Семья – это цветок, который надо холить, лелеять, любить. Но приходится признать, что родители воспитанников, занятые в различных сферах производств, промышленности, предпринимательства и торговли, большую часть времени отводят на обеспечение материального благополучия семьи. Часто забывают, что семья – это основа хорошего, яркого детства, обучение их жизненным мудростям, основанным на житейских заповедях. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в социально – нравственном воспитании детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своѐ прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объѐм знаний по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребѐнка, поэтому мало кто из детей знает историю создания своей семьи и свою родословную. Кроме того, в суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная, как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.
В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребѐнка не должно идти стихийным путѐм.
Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!
В своей группе мы реализовали проект «Моя семья – моя гордость!», в котором представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получили более углубленные знания о своем имени и отчестве, о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях и элементарные знания о правах человека. Он основывался на различных видах детской деятельности: наблюдение в природе, сенсорное обследование некоторых объектов по теме проекта; различные виды игр, игровые ситуации; художественно-эстетическая деятельность, ручной труд.
Проектная деятельность проходит под девизом: «Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!»
Проблемой выбора данной темы проекта стали недостаточные знания детей о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья – моя гордость!».
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Список литературы:
- Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности/Под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А. – Сп-б.: «Детство – Пресс», 2004;
- Козлова С.А.. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям. – М.: Школьная Пресса, 2004.
- Мулько И.Ф.. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2004;