Моделирование образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

0
1329

В период перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования в детском саду дошкольное образование направлено на создание условий, способствующих развитию детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности; на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Стандарт в образовании становится гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование, учитывает особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Образовательная деятельность (ОД) в условиях внедрения ФГОС направлена на создание условий для развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности.

При переходе на новые стандарты образования в нашем ДОУ была разработана основная общеобразовательная Программа (ООП) МБДОУ детского сада №10 «Светлячок», в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, где большое внимание уделяется системно-деятельностному подходу к образовательной деятельности, с использованием современных технологий, которые помогают педагогам перейти от объяснительно–иллюстрированного способа к совместной деятельности с воспитанниками, при которой ребёнок становится активным субъектом образовательной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, развитие физических качеств, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), закаливающие процедуры, прием пищи, гимнастику, упражнения и подвижные игры в течение дня, оздоровительные прогулки.

Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками:

– ситуативные беседы, развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания, формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

материалы в печатный сборник 

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Речевое развитие включает создание речевой развивающей среды, владение речью как средством общения: свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, разговоры с детьми; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, использование музыки в повседневной жизни, в игре, в досуге, на прогулке, в изодеятельности, в гимнастике, привлечение внимания к звукам.

Самостоятельная деятельность детей предусматривает подвижные, спортивные игры и упражнения; индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности предполагающие общение со сверстниками; чтение детьми коротких стихов, игры по мотивам художественных произведений, игры в уголке книги, сюжетно-ролевые игры, развивающие; рисование, лепка, конструирование, рассматривание репродукции картин, музицирование, пение, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, слушание музыки.

Достижение положительного результата в рамках реализации ООП во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. Мы строим свою работу только при тесном сотрудничестве семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Считаем, что семья обеспечивает необходимые ребёнку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищённости, любви к близким и родным, доверия и открытости миру.

Основные задачи работы по проблеме вовлечения родителей в единое пространство ДОУ, связанны с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга и направлены на:

  • -установление партнерского отношения с семьей каждого воспитанника;
  • – объединение усилий для развития и воспитания детей;
  • -создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • -активизацию и обогащение воспитательных умений родителей;
  • -поддерживание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность (Закон РФ об образовании).

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «проектирование». Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье.

Инновационные формы и методы работы с семьей мы направляем на:

-взаимодействие с родителями: встречи с интересными людьми; «школа для родителей», клубы по интересам, проведение мастер-классов, тренингов. Привлекаем родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов, «круглых столов» по любой теме; тематические выставки, стендовые консультации, консультации специалистов; устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице; семейные спортивные встречи. Работает уже «почта и телефон доверия»; появились семейные проекты «Наша родословная»; проводим «Дни открытых дверей» для родителей; интеллектуальные ринги детей и родителей; интервью с родителями и детьми на определенные темы например: «Готовимся к Спартакиаде вместе»; конкурсы семейных талантов; аукционы секретов воспитания; имеются портфолио семейного успеха и др.

Планируем следующие итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада по завершению дошкольного образования (к 7 годам):

  • – ребенок хорошо развит физически, сформирована потребность ЗОЖ;
  • – овладел основными культурными способами деятельности;
  • -обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • -развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре;
  • -достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей;
  • -у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;
  • -способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
  • -проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями…

Таким образом, моделирование образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования предусматривает систематическое проектирование работы по созданию условий для полноценного проживания ребёнком периода дошкольного детства.

Список литературы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Издательство «Омега – Л», 2013. – 134с. – (Законы Российской Федерации).
  2. Закон «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155.
  3. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
  4. Сластенин В.А. Педагогика инновационной деятельности в образовательном процессе. – ТЦ УХРА, 2011.
  5. Афонькина Ю.А., Борисова О.Е., Болотелова Т.Э. Развитие умения управлять собой. Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2013.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь