Многофункциональное дидактическое пособие «Банкомат «Монетная академия»

0
1292

Полохало Ольга Владиславовна
Быковская Виктория Николаевна
воспитатели
Переяславцева Ольга Витальевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г.Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»

Секция 9. Педагогические инновации в дошкольном образовании.

Название – Формирование основ финансовой грамотности у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством многофункционального дидактического пособия «Банкомат «Монетная академия»

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Его появление продиктовано современными реалиями окружающей ребенка социальной жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями.

Формирование основ финансовой грамотности формируется с раннего возраста и направлено на развитие умения самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны сформировать представление о различных финансовых категориях, способах заработка собственным трудом, грамотном расходовании бюджета и многое другое. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру. Сделать экономику понятной помогут игры, ролевые и дидактические, объединив которые в многофункциональном дидактическом пособии «Банкомат «Монетная академия», педагог может активизировать приобретение и развитие знаний из области финансовых категорий (деньги, цена, стоимость, менять, продавать и т.п.) через проведение разнообразных игр.

Рекламное сообщение     

Многофункциональное дидактическое пособие «Банкомат «Монетная академия»

Цель: формирование первоначальных основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов деткой деятельности
  • Формировать правильное отношение детей к деньгам, как предмету жизненной необходимости (важности)
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых
  • Формировать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Использование в работе дидактического пособия позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества, разнообразить игровые возможности.

Таким образом, практическая значимость заключается в возможности применения пособия для решения образовательных задач в различных направлениях развития детей (познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие) и организации различных видов деятельности детей. Пособие носит развивающий характер, активизирует детскую инициативу, вызывает у детей интерес, создаёт условия для возможности выбора материала.

Благодаря наполняемости «Банкомата» у детей появилось многообразие настольных дидактических игр, которые расширяют их знания и кругозор в области экономики. «Банкомат» может послужить для педагога прекрасным наглядным пособием при организации образовательной деятельности дошкольников.

Методическая ценность

Многофункциональное дидактическое пособие может быть использовано для организации самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности педагога и детей.

  • Удобно в использовании, легко перемещается по групповому помещению и из группы в группу.
  • Помогает решить сразу несколько задач, направленные на познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.
  • Способствует развитию таких психических процессов, как память, мышление, воображение, восприятие.
  • Развивает познавательный интерес и познавательную активность.

Возможность использования

Применение пособия возможно для организации самостоятельной и организованной образовательной деятельности с детьми, сюжетно-ролевых и дидактических игр. Применение многофункционального дидактического пособия позволяет повысить познавательную мотивацию детей при ознакомлении с финансовыми категориями, разнообразить игровую деятельность, мобилизовать игровое пространство группы.

Многофункциональность представленного дидактического пособия предполагает использования его в работе с детьми от 5 до 7 лет с возможностью импровизации по ходу образовательной деятельности, смешивания и варьирования, усложнения или упрощения заданий. Банкомат “Монетная академия” объединяет в себе функции игрового оборудования для организации сюжетно-ролевых игр “Банк”, “Семья”, “Супермаркет” и др., а также наглядные материалы и дидактические игры по ознакомлению детей с деньгами и денежными отношениями: “Современные деньги мира”, “Современные бумажные банкноты России”, “Валюта разных стран”, “Где живут деньги”, “История возникновения денег на Руси”, “Математические пазлы”.

Информационное наполнение многофункционального дидактического пособия «Банкомат «Монетная академия»

На разворотах пособия имеются различные кармашки, карточки, конверты, в которых собрана информация по теме «Деньги». Главная образовательная и воспитательная задача которых – дать  простые  экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться сними, накапливать, тратить и вкладывать.

 Иллюстративный материал «История возникновения денег на Руси»

Цель: найти интересные сведения, факты из истории денег, познакомить детей с интересной информацией.

Задачи:

  • дать представления и исторические сведения о бумажных деньгах;
  • развивать у обучающихся познавательный интерес;
  • стимулировать к изучению мира финансов.

Иллюстративный материал «Современные бумажные банкноты России?»

Цель: ознакомление с современными денежными знаками России.

Иллюстративный материал «Современные деньги мира»

Цель: знакомство детей с понятием валюта других государств

Задачи:

  • – узнать, что у каждой страны есть свои денежные знаки;
  • – обратить внимание на отличительные особенности каждой валюты.

Домино «Российские монеты»

Цель: закрепление знаний детей о денежных средствах, о названии и достоинстве монет России и их отличиях.

Материал: фишки домино с изображением российских монет разного номинала.

Правила игры: В игре принимает участие от 1 до 5 игроков Для двух игроков выдают по 7 фишек, из оставшихся фишек создается «банк». Если игроков больше двух, то выдают по 5 фишек, из оставшихся фишек создается «банк». По правилам первым начинает ходить тот, у кого есть фишка с одинаковыми картинками («дубль»). Если такие фишки есть у нескольких детей или ни у одного, то тогда ход начинает самый младший из детей. Первую фишку ставят по центру стола, если это фишка «дубль», ее располагают поперёк. Дальше все по очереди выкладывают картинку к картинке с любого края. У кого нет подходящей картинки, тот берёт дополнительную из «банка» до тех пор, пока не найдет подходящую. Выигрывает тот, кто первым положит на стол все свои фишки. В процессе игры может возникнуть такая ситуация, когда на стол выложить нечего, а у всех на руках есть фишки. Это называется «рыбой». В ситуации «рыбы» выигрывает тот, у кого на руках осталось меньше фишек.

«Математические пазлы»

Цель игры: составлять целое из частей.

Задачи игры:

  • – закрепление знаний порядкового и обратного счета от 1 до 10;
  • – акцентирование внимания на месте числа в ряду других чисел;
  • – развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти;
  • – привитие интереса к счёту.

Дидактическая игра «Валюта разных стран»

Задачи:

  • Совершенствовать знания изображения денежных знаков;
  • Развивать зрительную память, внимание, прямую речь;
  • Воспитывать интерес к изучению названий и изображений денег и стран.

Атрибуты: карточки с изображением флагов стран и денежных знаков.

Игровые действия: подобрать идентичные карточки.

Игровые действия: –  карточки с изображением флагов стран и денежных знаков раскладываются на столе «рубашками» вниз, столбиком в 3 ряда в разных местах. Игрок берет любую карточку где изображены флаги стран, переворачивает и смотрит изображение на ней, затем берет вторую карточку из другой стопки с изображением денежного знака, анализирует, если флаг и денежный знак не подходят, то он кладет их на место, если изображение флаг и денежный знак подходят то берет ее себе, в игру вступает следующий игрок.
– выигрывает тот, кто больше соберет себе подходящих карточек.

Дидактическая игра «Где живут деньги»

Цель: знакомство с понятиями связанными с хранением накоплением денежных средств.

Оборудование: «копилка», «банк», «кошелек» и монеты разного достоинства, набор цифр от 1 до 20.

Ход игры:

Играют 2-3 ребенка. Детям раздается одинаковое количество монет номиналом: 1руб., 2 руб, 5 руб., 10 руб.

Задание: выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для копилки – 5 рублей, для кошелька – 10 рублей, для банка – 20 руб. и т.д. Приветствуется наличие разных вариантов.

Дидактическая игра «Школа банкиров»

Цель: Закрепление знаний о цифровом ряде, умение соотносить цифру и количество.

Оборудование: купюры разного достоинства, карточки с товарами и его ценой.

Ход игры: Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, знаками. У нас лежат несколько купюр разного достоинства: 1, 3, 5, 10 рублей. Какие купюры у вас на столе лежат? Какая из купюр большего достоинства, какая – меньшего, и почему? Сколько всего у вас купюр? Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали? Купюры, какого достоинства у вас нет? Какие купюры можно сложить, чтоб получить 8, 9, 4 и т. д.

Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.  В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.

В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь