Степкина Елена Владимировна
старший воспитатель
Жданова Александра Васильевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 4 «Василёк»
Старооскольского городского округа
Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь»
МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
конспект проведения летней прогулки в старшей группе.
Задачи:
- Закреплять представления детей о живой природе.
- Продолжить расширять знание о многообразии насекомых.
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
- Формировать опыт взаимодействия ребенка с природой.
Ход:
- Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами на прогулке отправляемся в мир живой природы и познакомимся с его обитателями лично.
Для начала, предлагаю разгадать загадку:
Побежали по дорожке
Чьи — то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри, –
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я
Под поклажей … .
Дети: Муравьи
Воспитатель: Правильно ребята – это муравьи. А давайте вспомним, где мы можем в природе встретить муравья. (Ответы детей)
Воспитатель: Вы все молодцы, правильно. В листве, под деревом, а вы знаете, что муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой и корой деревьев. Ребята расскажите, а где вы встречали муравьев на территории нашего детского сада? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете –
На полянке возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
Что это?
Дети: Муравейник
Воспитатель: Правильно и мы должны муравьёв и муравейники оберегать и не разорять.
Воспитатель: Ребята давайте теперь посмотри на наш газон, кого мы можем там встретить? (Ответы детей)
Воспитатель:
По траве ползёт жучок,
Красный в точку сюртучок —
Два надкрылья то, дружочек.
Ровно семь на каждом точек!
Кто это?
Дети: Божья коровка
Воспитатель: Молодцы, давайте попробуем её найти и внимательно рассмотреть внешний вид.
Воспитатель: Ребята отгадайте, кого я увидела еще у нас на газоне?
В зелёных мундирах,
В траве на лугах.
Живут музыканты,
На длинных ногах.
Дети: Кузнечики
Воспитатель: Ребята, а какие ножки у кузнечика?
Дети: Длинные, три пары.
Воспитатель: Правильно. Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают. Питаются они мелкими насекомыми и листьями. А вот еще одно насекомое я вижу вдали, отгадайте загадку и вы узнаете какое:
На узкой дорожке —
Голова да рожки.
Кто так медленно ползёт,
На себе свой дом везёт?
Дети: Улитка
Воспитатель: Правильно, посмотрите ребята, какой у неё интересный домик на спине. Этот домик называется раковина и когда улитке грозит опасность, она прячется в неё. А вы знаете, что улитка – это маленькое травоядное животное, а слово травоядная означает, что питается улитка растениями.
Воспитатель: Давайте, теперь обратим внимание на наши замечательные цветы и отгадаем кто на них сидит.
От цветка на цветок
Я, жужжа, перелетаю
Выпиваю сладкий сок
Словно солнышко сияю,
Не — пчела, как карамель, —
Полосатый, толстый…
Дети: Шмель
Воспитатель: А посмотрите, кто рядом со шмелем сидит, на соседнем цветке? А я вам подскажу.
В полосатом платьице
На лугу летает.
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает
Дети: Пчела
Воспитатель: Правильно! Пчёлы –это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд. Живут пчёлы большой дружной семьёй в улье.
Воспитатель: Посмотрите, кто прилетел еще к нам на клумбу?
Это что за вертолет
Отправляется в полет
Над озерами, лугами,
Над цветущими полями?
Дети: Стрекоза.
Воспитатель: Подскажите, а сколько пар крыльев у стрекозы?
Дети: Две.
Воспитатель: А ног?
Дети: Три.
Воспитатель: Правильно. Чаще всего стрекозу можно увидеть над водой. Она охотится на комаров и других мелких насекомых, и очень быстро летает. А как вы думаете, почему стрекоза быстрее многих насекомых?
Дети: Потому что у неё две пары крыльев.
Воспитатель: Правильно
Воспитатель: А теперь следующая загадка:
На большой цветной ковёр
Села эскадрилья —
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Какие крылья у бабочки?
Дети: Яркие, воздушные, лёгкие, большие.
Воспитатель: Сколько крыльев у бабочки?
Дети: Четыре.
Воспитатель: А как вы думаете, чем питаются бабочки?
Дети: Нектаром цветов.
Воспитатель: Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.
На лугу трещит кузнечик,
В небе бабочка парит,
На цветке мохнатый, громкий,
Полосатый шмель жужжит.
Насекомые летают,
Скачут, ползают, парят,
Красотой нас удивляют,
Пользу так же принося! (Леонов В.)
А давайте подумаем и вспомним, кого из насекомых мы сегодня не встретили
Дети: улитка, паук, гусеница, сороконожка, сверчок, муху, жука.
- Физкультминутка «Божьи коровки»
Мы божьи коровки (прыжки)
Быстрые и ловкие, (бег на месте)
По травке сочной мы ползаем, (волнообразные движения руками)
А после в лес гулять пойдём (идём по кругу)
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем).
Устали ноги от ходьбы, (наклоны)
И кушать мы давно хотим, (гладят животик)
Домой скорее полетим (летят на свои места)
- Русская народная игра для старшего дошкольного возраста «Пчёлы»
Ход игры:
Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
Пчёлы яровые
Крылья золотые
Что же вы сидите?
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечёт
Аль вас солнышком печёт?
Летите за горы высокие
Летите за леса зелёные
На кругленький лужок
На лазоревый цветок.
Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то поднимая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.
- Подведение итогов:
Воспитатель: Наша прогулка подошла к концу. Давайте вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали.
- О ком мы сегодня разговаривали?
- Какие особенности строения тела насекомых вы запомнили?
- Чем питаются насекомые?
- С какими насекомыми мы сегодня встретились?
(Дети отвечают на вопросы воспитателя)
Воспитатель: Молодцы, вы всё правильно ответили!
Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ