Материал педагогов участвует в Международном фестивале патриотического и духовно-нравственного направления “Родная сторона”, конкурс “Моя малая родина”
Кочкина Тамара Ивановна,
Сидельникова Татьяна Анатольевна,
Бушуева Ольга Михайловна
МБДОУ ДС №61 «Семицветик»
Г.Старый Оскол
воспитатели
КОНКУРС ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Конспекты НОД
«Мир доброты и дружбы»
Цель: углубление представлений детей о дружбе, доброте как о ценных, неотъемлеммых качествах человека.
Задачи:
– закрепить правила доброжелательного отношения к сверстникам: умение разговаривать вежливо, приветливо;
– формировать понимания добрых и злых поступков, стремления сделать выбор в пользу добрых поступков;
– настроить детей на активную совместную деятельность, игру и беседу.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие».
Предварительная работа: разучивание стихов, пословиц, поговорок, чтение произведений о дружбе и друзьях, рассматривание сюжетных картинок, беседы.
Ход НОД.
Воспитатель: какое чудесное утро, ребята. Когда я сегодня шла, на работу со мной поздоровалось солнышко, небо голубое. И у меня поднялось настроение. На душе стало тепло и весело. Так давай те и мы с вами поздороваемся и поприветствуем друг друга. Я приглашаю вас в наш «Круг доброты и радости». Ведь для радости есть причина: здесь собрались настоящие друзья. Возьмемся дружно за руки и скажем:
Собрались все дети в круг, (дети берутся за руки и встают в круг)
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Руки к солнцу протяните, (поднимают руки вверх)
Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)
И к груди своей прижмите, (прижимают руки к груди)
Друг другу подарите, (протягивают руки вперед)
«Здравствуйте!» – скажите.
Воспитатель: ребята, мы сегодня поговорим о дружбе и о друзьях.
-Как вы думаете, кто такой друг? (ответы детей)
– Да, дети вы правы, другом может называться тот, кто готов разделить твою радость и твое горе, а если понадобиться, то отдать тебе все, что имеет сам.
– Можно ли прожить без друзей?
– Ребята, кто из вас знает, что такое дружба?
Дружба – это дружить с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь сделал, не за то, что он что-то дал. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
– Молодцы, мне понравились ваши ответы.
А чтобы узнать какой должен быть настоящий друг, мы сейчас с вами поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете, если согласны «да-да-да», а если не согласны «нет-нет-нет».
Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»
Друга стоит обижать? (Нет-нет-нет)
Другу будем помогать? (Да-да-да)
Друга нужно разозлить? (Нет-нет-нет)
А улыбку подарить? (Да-да-да)
Мы научимся играть? (Да-да-да)
Ну а споры разрешать? (Да-да-да)
Чай с друзьями будем пить? (Да-да-да)
Нашей дружбой дорожить? (Да-да-да)
Будем крепко мы дружить? (Да-да-да)
А теперь, ребята, мы отправимся с вами в волшебную страну. Как вы думаете, а на каком транспорте мы с вами туда отправимся?
Ответы детей.
Воспитатель: правы те, кто угадал, что мы полетим на космическом корабле. А вот наш космический корабль «Дружба», который сейчас поможет нам отправиться в путешествие в волшебную страну. Занимаем места?
Первая наша остановка – «Доброта».
Подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?
Дети: о человеке, поступке, дне, вечере, пути и т. д.
Воспитатель: добрый человек, а добрый, значит, он еще какой?
Дети: внимательный, заботливый, добродушный, отзывчивый, нежадный.
Воспитатель: а если человек недобрый, он какой?
Дети: злой, жадный, грубый, равнодушный.
Воспитатель: как вы думаете, потрогать доброту можно?
Ответы детей.
Воспитатель: быть может, ее нетрудно увидеть? А в чем ее можно увидеть?
Дети: в поступках, действиях, чувствах человека.
Воспитатель: легко ли быть добрым?
Ответы детей.
Воспитатель: а теперь немного отдохнем и физкультминутку проведем.
Физкультминутка «Доброта»
Друзья, за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Собрались мы в этот круг –
Рядом доброта вокруг.
Разлилась волна добра –
В каждом пусть живет она.
По крупинке соберём –
Доброту к груди прижмем,
Вверх подбросим к облакам –
И с небес польется к нам
Мягкой струйкой доброта.
Игра эта так проста.
С добром в мире всем тепло –
В стужу греет нас оно.
Жить с добром намного легче:
От невзгод оно нас лечит.
Подари друзьям добро,
И вернется к вам оно.
Воспитатель: верно, ребята. Дальше едем мы, друзья. Занимай свои места! И следующая остановка – «Вежливость».
Беседа–рассуждение о вежливости.
Послушайте одну историю:
Был вежлив этот мальчик и, право, очень мил,
Отняв у младших мячик, он их благодарил – спасибо говорил.
А можно делать плохие поступки и при этом говорить добрые слова?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру и посмотрим, знаете ли вы вежливые поступки или нет?
Игра «Вежливо-невежливо»
Послушайте правила игры: если речь о вежливом поступке, вы хлопаете в ладоши 2 раза. Когда о невежливом поступке – вы топаете ногами 2 раза.
Начнем.
– Поздороваться при встрече.
– Толкнуть и не извиниться.
– Свистеть, кричать, шуметь в группе.
– Уступить место старшим.
– Убрать игрушки.
– Помочь подняться по лестнице.
– Попрощаться, уходя.
– Помочь маме.
Игра «Я начинаю, а вы продолжайте »
– Я обижаюсь на друга, когда… (он дерется)
– Я сержусь на друга, когда… (он дразнится)
– Я радуюсь с другом, когда… (нам весело)
– Я грущу, когда… (друг уезжает)
– Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо)
– Я помогаю другу, когда… (он не может одеться)
– Я забочусь о друге, когда… (он болеет)
Воспитатель: ребята, вы хорошо справились с заданием. Отправляемся дальше. Ну, вот и наша последняя остановка – «Лучший мир дружбы». Звучит первая часть пословицы, а вы дополняете.
Упражнение с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку, называя начало пословицы, а дети должны закончить ее, вернув мяч.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Один за всех, все за одного.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Где дружбой дорожат – там враги дрожат.
Воспитатель: как много знаете поговорок о дружбе. Предлагаю нашу дружбу скрепить дружеским объятием.
Итог НОД:
Воспитатель: вот и подошло к концу наше удивительное путешествие «Мир доброты и дружбы». Ребята, сегодня мы говорили об удивительных человеческих качествах – доброте и дружбе. Вы вспомнили, что лучше быть вежливыми, добрыми и, конечно, дружными.