Ушницкая Аксинья Егоровна
воспитатель
МБДОУ-«ЦРР д/с №1 «Сардаана»
ПОСТОЯННО действующий Всероссийский заочный профессиональный практико-ориентированный конкурс для педагогов – 2023 год
НАЗВАНИЕ – Мини-музей «Священная лошадь Саха» – форма организации предметно-пространственной среды как средство нравственно-экологического воспитания детей дошкольного возраста
НОМИНАЦИЯ – оформление РППС
РАЗДЕЛ – «Развивающая среда в ДОУ»
Древние говорили: “Убедить своих учеников может только глубоко убеждённый в чём-либо учитель”. Мы убеждены – необходимо окружить ребёнка красотой природы, чтобы он проникся мыслью, что важно не только сохранять красоту, но и творить её вокруг себя.
Выбор данной темы обусловлен тем, что мы являемся сторонниками бережного отношения к природе и поэтому решили, что необходимо дать детям экологические знания и умения о природе и её обитателях. Ведь эти знания и умения помогут увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, а также желание сохранить её.
Экологическая, а так же нравственная проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. Поэтому одной из приоритетных задач работников ДОУ, является экологическое воспитание дошкольников.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Взаимодействие строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Таким образом, сегодня в нашем детском саду и в каждой группе есть мини-музей определенной направленности. Создание мини-музея расширяет кругозор, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Мы для своей работы выбрали мини-музей экологической направленности «Священная лошадь Саха».
Якутская лошадь обладает высокими качествами для жизнеобеспечения человека. Его используют в сельскохозяйственных работах, употребляют в пищу, изготавливают одежду, различные вещи и др. Потому что его считают как экологическое чистое животное, так как лошадь питается и добывает траву под снегом, в результате чего она сохраняет все растительные жиры и углеводы. Если дети с раннего возраста будут знать о якутской лошади, то они будут уважать культуру народа саха, знать фольклор, язык и историю. Красота лошади одухотворяет человека, помогает стать спокойным, добрым, веселым. Таким образом, лошадь играет большую роль в жизни людей. Наши предки почитали его как божество «айыы». В жизни используют в сельском хозяйстве, медицине, спорте, изучают в науке, создают образ лошади в литературе и искусстве, применяют в педагогике для воспитания, будущего поколения.
Только разведение домашнего скота помогало и помогает народу саха выживать в нелегких жизненных и суровых климатических условиях. В настоящее время культивируется якутская порода лошадей, которые выдерживают сильные морозы, неприхотливы в еде и особого ухода не требуют.
Президент Республики Саха Е.А.Борисов: «Якутская лошадь является нашим национальным богатством и гордостью, недаром в центре государственного герба Республики Саха (Якутия) изображен древний человек на коне со знаменем с наскальных рисунков реки Лена.
Коневодческая культура народа саха уходит своими корнями в сако-скифский и гуннский периоды древней истории Евразии. Генетические исследования доказали, что якутская лошадь – одна из древнейших пород мира и имеет центрально-азиатское происхождение. Из этой породы потом вывели знаменитые ахалтекинскую арабскую породы быстроногих и выносливых скакунов.
Когда исторические процессы привели наших предков в нынешнюю территорию Якутии, они сумели приспособить свои породы лошадей к беспрецедентно суровым климатическим условиям Якутии вплоть до Северного Полярного круга. В экстремальных условиях ярко проявились такие человеческие качества, как целеустремленность и сила духа. Чтобы не просто выжить, но и развивать нетипичные для данной местности социально-хозяйственные комплексы. И самое главное – народ саха сумел сохранить практически в первозданном виде тысячелетние культурные традиции, связанные с коневодством.
В целом разведение якутской лошади стало эффективным методом освоения таежной территории Сибири и Дальнего Востока в силу ее уникальных качеств как тягловой силы, источника мяса, молока и кожевенно-мехового сырья, устойчивости к низким температурам. Поэтому изучение свойств якутской лошади является приоритетным направлением не только аграрной науки, но и иммунобиологии, генетики, медицины.
Табунное коневодство в Якутии продолжает успешно развиваться благодаря государственной поддержке со стороны республиканского и федерального бюджетов…
Но самое главное, ведение коневодства является неразрывной частью культуры и традиций народа саха, которые надо сохранять для потомков».
Что современные дети знают о лошадях? Если это уже не предмет увлечения ребенка, то почти ничего. Задача приобщения ребенка к национальным традициям ложится на плечи педагога.
Если дети будут знать о якутской лошади, то они будут уважать культуру народа саха, знать фольклор, язык и историю.
Знакомство детей с якутской лошадью, о внешнем виде животного, о ее пользе с ранних лет помогут привить любовь к животным, к родной природе, бережно относиться к ним, гордится своей национальностью, не забывать традиции и обычаи своего народа. А у якутов много обычаев, традиций, обрядов, посвященных лошади.