Эрденко Маргарита Ивановна
Фатьянова Ирина Генадьевна
воспитатели
МБДОУ «Федосеевский детский сад «Яблочко»
Старооскольский городской округ
Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»
В нашей стране на 68 обычных детей приходится один ребёнок с диагнозом аутизм. Аутизм – болезнь? А может просто оправдание невоспитанности современных детей?
Аутисты в силу природы своего заболевания с большим трудом поддаются внешним влияниям. У детей с РАС нарушено социальное взаимодействие, поведение и социальное общение. Дети – аутисты испытывают страхи, агрессивны, ограничены в своих интересах и т.д. Если не поддержать таких детей, не правильно найти подход к ребёнку, то страхи, агрессия со временем будут только возрастать. Поэтому одна из главных задач педагога подобрать такую форму взаимодействия с детьми с РАС, которая будет уменьшать агрессию и вызывать интерес к происходящему.
Зачастую родителям в одиночку сложно справиться с проблемами в поведении детей с РАС. В этом им на помощь придёт специалист в данной области. Эмоционально – поведенческое нарушение есть у каждого ребёнка с РАС. У каждого из них индивидуальное поведение, поэтому и подход в решении данной проблемы должен быть индивидуальным.
Для коррекции поведения используют различные методы. Наибольшего результата в коррекции поведения у детей с РАС можно добиться только благодаря использованию комплексу методов. Данные методы подбираются в зависимости от возраста ребёнка, особенностей развития и конечно учитываются цели, которые желают получить и педагог, и родитель. Существует ряд методов признанных во всём мире.
Самым популярным методом является прикладной анализ поведения. Его стали применять в 60-е годы прошлого столетия. Цель данного метода не только корректировать поведения ребёнка с РАС, но и сформировать социально-значимые навыки. В основе метода лежит теория, что за любым поведением следуют некоторые последствия. Если последствия приводят человека к желаемому результату, то это поведение будет повторяться в дальнейшем. При этом любое поведение, не получившее подкрепление, прекратится через некоторое время. Поведение рассматривается и корректируется во взаимосвязи с условиями окружающей среды. Изменяя среду, специалисты могут менять нежелательное поведение и формировать новое.
Ещё одним распространённым методом, является метод обмена изображения. Уникальностью данного метода являются: быстрое достижение результата коррекционной работы и развитие самостоятельности у детей-аутистов. В основе метода лежит правило, чтобы ребёнок начал действия, должна быть мотивация. Данный метод даёт возможность всем детям с РАС, даже с нарушением речи или её отсутствием, полноценно вступать в коммуникацию с другими людьми. Для выражения эмоций используют карточки, книги, планшеты, картинки. Обучение проходит в привычной для ребёнка среде в течении всего дня, благодаря чему можно быстро приобрести основные навыки коммуникации. Минусом метода является то, что он не подходит детям с нарушением зрительного восприятия и если его возраст меньше 4-х лет.
А вот метод TEACCH подходит любому возрасту. Данный метод был разработан с целью создания таких условий в которых ребёнок с РАС будет максимально самостоятелен. Для достижения результатов применяется организация пространства по функциональным зонам, инструкции с наглядной опорой, четкое зонирование пространства по видам деятельности: учебная, игровая, зона отдыха, расписание на урок, день, неделю, четкое представление у ребенка о том, что и как нужно делать, как завершить действие, что делать дальше. Окружающая среда должна быть настолько грамотно создана, чтобы она не вызывала стресса у ребёнка и негативного поведения.
Помимо основных методов коррекции поведения существуют вспомогательные. Они не являются истинно корректирующими, но могут в определенной степени сгладить негативные проявления поведения, настроить ребенка на контакт, снизить выраженность аффективных вспышек, успокоить и расслабить ребенка. Лучше всего использовать вспомогательные методы в совокупности с основными методами. К таким методам относится: арт-педагогика, анималотерапия, социальные истории.
Таким образом, можно сделать вывод, что положительный эффект в коррекционной работе с ребёнком с РАС можно достичь только при условии целенаправленной, систематической работы.
Возможно, способности вашего ребёнка значительно больше, чем мы предполагаем. Возможно, не исключено, что он просто не знает, как нам это показать. Или мы… ещё не научились это видеть.