Материал опубликован в печатном декабрьском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания»
Агапова Ольга Игоревна
старший воспитатель
Яблоновская Людмила Васильевна
Михалева Лионелла Анатольевна
музыкальные руководители
ГБДОУ детский сад № 49 Колпинского района
г. Санкт-Петербург
МАЛИНОВОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ
сценарий летнего квеста для детей младшего и старшего дошкольного возраста, с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий
Цель: создать у детей положительный эмоциональный настрой посредством активизации познавательной, двигательной и изобразительной деятельности.
Задачи:
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
– Способствовать развитию социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
– Содействовать развитию навыков доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
– Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
ОО «Познавательное развитие»
– Содействовать развитию познавательного интереса, расширению кругозора, логического мышления, внимания.
– Создать условия для расширения представлений детей о ягоде малине, способах заваривания чая.
– Создать условия для знакомства дошкольников с праздником малинового варенья
ОО «Речевое развитие»
– Содействовать развитию диалогической и монологической речи дошкольников.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
– Содействовать развитию и проявлению творческих способностей в певческой, танцевальной и художественной деятельности.
– Способствовать развитию музыкально – эстетического восприятия.
– Способствовать обогащению музыкального опыта детей младшего дошкольного возраста.
-Создать условия для формирования устойчивого интереса у детей ко всем видам музыкальной деятельности
ОО «Физическое развитие»
– Стимулировать двигательную активность детей
– Способствовать развитию двигательных качеств: быстрота, ловкость.
– Содействовать формированию умения у детей сочетать свои действия с действиями других участников команды.
Предварительная работа:
- Познакомить детей с традициями и историей праздника «День малинового варенья»;
- Чтение сказок:Ирис Ревю «Сказка про то, как малину и калину перепутали», Алекс Новиков «Сказка о малине», Лариса Букина «Малинка», Мецгер Александр «Про Мишутку, Лису и ягоды»
- Отгадывание загадок, чтение стихов про малину.
- Дидактические игры:
– «Что сначала, что потом», «Найди пару», «Приготовь малиновое варенье», «Посчитай», «Математические пазлы»
Сюжетно – ролевая игра «Приглашаем в гости на пирог».
- Изобразительная деятельность: рисование куста, ягод малины, украшение пирогов ягодами малины, аппликация «Малиновый узор», лепка «Пирог с малиной».
- Разучивание с детьми музыкального репертуара:
– хоровод «По малину в сад пойдем» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной);
-хоровод – игра «Ребята и медведь»
-песня «Мишка, Мишенька»
– песня «В гостях у мухи»
– танец «Варенье» (из м\ф «Маша и медведь» муз. В. Богатырева)
– танец «Малинки» (гр. «Дискотека Авария»)
Оборудование: корзинка, муляжи малины, маршрутный лист (3 штуки), таблички: домик Мухи – Цокотухи, Маши, Бабы Капы; пачка чая (4 штуки), стол, скатерть, чайник, заварной чайник, чашка с блюдцем (2 штуки), листья мяты и смородины, шарики красного цвета из сухого бассейна, корзина для игры (2 штуки), 4 обруча, банка с вареньем (3 штуки), плоскостные изображения пирогов и ягод малины (1 набор на 5 человек), 4 столика, клей – карандаш (по количеству детей), стол – книжка, скатерть, самовар, чашки и блюдца, объемный бутафорский пирог, блюдо с сушками.
Оформление: 2 ёлочки, яблонька, искусственный кустик малины, ширма с ниткой сушек и портретом Медведя, плоскостные цветочки и насекомые, солнышко, птички, чехлы на знаки.
Под весёлую музыку дети выстраиваются большим полукругом на украшенной летней площадке.
Ведущий: Добрый день, ребята! Сегодня сладкий веселый праздник – День малинового варенья. Поднимите руки, кто из вас любит малину? Ой, как вас много! Значит, наш праздник вам обязательно понравится.
Сочную, сладкую ягодку малину
Обрываю с веточек и кладу в корзину.
А потом бабуля сварит всем варенье,
Да такое вкусное, просто объеденье!
И зимой холодной, если вдруг простыну,
Мама скажет ласково: «Ешь, сынок, малину!»
Заведем – ка, мы с вами хоровод, про малину сладкую запоем.
Исполняется хоровод «По малину в сад пойдем», муз. А. Филиппенко
Ведущий: Ребята, давайте вспомним, кто из сказочных героев очень любит сладкое угощение и жить без него не может. (Ответы детей.) Все правильно, молодцы!
Ведущий: А где растет малина, ребята?
Дети: В саду! В лесу!
Ведущий: тогда давайте с вами отправимся в лес, и проверим, все ли в порядке в лесном малиннике?
Под музыку «Паровоз букашка» дети отправляются в лес
Проводится хоровод – игра «Ребята и медведь»
Ведущий: вот мы с вами и пришли в малинник. Давайте понюхаем, как пахнет малина в лесу.
Проводится пальчиковая игра «Малинка»
Раз – малинка, два – малинка (Дети сжимают пальцы в кулаки.
Разжимают сначала указательный палец, затем средний).
Ела ягоды Маринка (Прикасаются пальцами правой руки, собранными в щепоть, к левой ладони («есть»)
Не осталось ни малинки (Покачивают указательным пальцем вправо – влево)
Кто по ягоды пойдет (Хлопают в ладоши (4 раза)
Тот корзиночку возьмет (Прижимают ладони друг к другу и на последнее слово протягивают ладони вперед)
Медведь: (ревёт и пугает детей) Кто в лесу гуляет? Кто малину мою обрывает?
Ведущий: Мишка, Мишка, не сердись, лучше с нами подружись!
Мы про тебя добрую песенку споем!
Исполняется песня «Мишка, Мишенька», муз. Геращенко А. В.
- Вышел летом на полянку Мишка косолапый,
Ел малину, да в кустах поцарапал лапу.
Припев: Мишка – Мишенька (4 раза)
- Побежал Медведь к врачу, йодом смазал лапу,
Ягод доктору принес целую охапку!
Ведущий: Мы в лесу гуляем! Малину на варенье собираем.
Медведь: а я думаю, кто малину всю в лесу оборвал?
Ведущий: не переживай, Медведь, мы с тобой поделимся!
(Ведущий отдает Медведю корзину с малиной)
Медведь: так, малина у меня есть! Свою подругу Машу я попрошу сварить варенье. Муху – Цокотуху попрошу заварить чай. А Баба Капа испечет нам вкусный пирог с малиной. Только живут они так далеко!
Ведущий: Ребята, давайте поможем Медведю, сходим в гости к друзьям Медведя, и поможем накрыть стол и устроить праздник?
Дети: да!
Ведущий: А как мы найдем дорогу к твоим друзьям? Мы не хотим заблудиться!
Медведь: а я вам дам карту своего леса, и по ней вы легко найдете, кто где живет.
Дети отправляются в гости к друзьям Медведя.
1 станция: «В гостях у Мухи – Цокотухи»
Муха Цокотуха: здравствуйте, гости дорогие! Зачем пришли? С чем пожаловали?
Ведущий: А пришли мы к тебе за помощью. Твой друг Медведь попросил нас помочь ему накрыть праздничный стол, и рассказал нам, что ты умеешь правильно заваривать чай. Поэтому он получается у тебя очень вкусный и ароматный!
Муха – Цокотуха: хотите? Я вас научу заваривать чай.
Мастер – класс «Завари чай»
Старший возраст – чай с мятой, чай со смородиновым листом.
Младший возраст – чай с мятой.
Ведущий: спасибо тебе, Муха – цокотуха!
Исполняется песня «В гостях у мухи»
Наша Муха хороша, очень добрая душа,
Будем в гости к ней ходить, чай с малиной будем пить!
К чаю будет угощенье, и печенье и варенье
Стол накроет, угостит, и всех нас развеселит!
Муха – Цокотуха: очень рада я гостям!
Муха прощается гостями. Дети уходят.
2 станция «В гостях у Маши»
Маша: здравствуйте, гости дорогие! Зачем пришли? С чем пожаловали?
Ведущий: А пришли мы к тебе за помощью. Твой друг Медведь попросил нас помочь ему, и рассказал нам, что ты умеешь варить варенье
Маша: да, умею! Я тоже люблю малиновое варенье. Но вот ягоды собирать не люблю. Кусты колючие, ягоды под листьями прячутся. Но только мне нужна ваша помощь!
Проводится игра «Собери ягоду малину»
Старший возраст: Дети делятся на две команды. По сигналу ведущего накрыть праздничный стол первая команда собирает ягоды малины (маленькие красные шарики из «сухого» бассейна) в желтую корзину, вторая команда – в зеленую корзину. Кто быстрее соберет, та команда и выигрывает.
Младший возраст: На площадке разбросаны шарики из сухого бассейна. Под музыку дети собирают шарики в корзинки.
Исполняется танец «Варенье»
(песня из м/ф «Маша и Медведь», муз. В. Богатырева)
Маша вручает воспитателю баночку варенья со словами «Вот мы и приготовили варенье». Дети благодарят Машу и отправляются к следующему герою.
3 станция: «В гостях у Бабы Капы»
Баба Капа: здравствуйте, гости дорогие! Зачем пришли? С чем пожаловали?
Ведущий: А пришли мы к тебе за помощью. Твой друг Медведь нам поведал такую новость, что ты вкусные печешь пироги
Баба Капа: Кто загадки отгадает, тот пирог мой получает! (Загадывает загадки)
Для ребят я стать готов
Лучшим из продуктов.
Вы меня побольше пейте,
Наливайте, не жалейте! (Сок)
На варенье я похож,
Только перетерт.
К чаю ты меня возьмешь
И добавишь в торт.(Джем)
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят (Пирог)
А желе дрожащее
Сладкое, изящное:
Арбузное, клубничное,
Яблочно-брусничное,
Ванильно-шоколадное
И нежное помадное –
На любой и вкус, и лад
Разноцветный… (мармелад)
Крем-брюле и эскимо
Любят дети все давно,
Ванильное, клубничное,
С орехами, черничное –
Снежное пирожное,
Что это? (Мороженое!)
Сварит бабушка из ягод
Что-то вкусненькое на год.
Ах, какое объеденье
Ароматное … (варенье)
Пирогов я напекла, а вот украсить их не успела! Хотите мне помочь?
Дети: Конечно!
Проводится игра «Укрась пирог малинкой» (младший возраст)
Проводится игра «Выложи на пироге узор» (старший возраст)
Баба Капа, во время выполнения детьми задания, рассказывает детям интересные факты о малине и варенье.
Факт 1.
Среди фруктов, которые использовали для варенья на Руси, главными были яблоки.
Факт 2.
В разных странах варенье готовят не только из ягод, но и из фруктов, овощей и даже цветов.
Например: в Армении варенье делают из цветков ириса,
в Турции – из жасмина,
в Румынии – из цветков кувшинки,
в Испании – из винограда с клубникой,
в Бразилии – из бананов,
в Бельгии – из дыни,
в Греции – из арбузных корок и баклажанов,
в Египте – из кактуса «тун»,
в Австралии – из плодов опунции,
в Сирии и Ливане – из миндаля.
Факт 3.
Больше других наций варенье любят англичане, которые не представляют завтрак без тоста с апельсиновым мармеладом. Так в Англии называют варенье.
Факт 4.
Варенье можно употреблять как самостоятельное блюдо, намазать на хлеб, подавать к блинам (оладьям, сырникам), добавлять в творог, мороженое, чай, печь пироги и торты.
Факт 5
Если развести варенье кипяченой водой по вкусу, получится детский экологически чистый напиток.
Факт 6.
С помощью варенья можно предотвращать или даже лечить некоторые заболевания, например, малиновое варенье помогает при простуде.
Факт 7.
Плоды малины могут быть окрашены в любые оттенки красного, от бледно – розового, до насыщенно бордового цвета. Ягоды некоторых сортов – желтые, белые, а иногда даже черные (например, ежевика).
Факт 8.
Ученые считают, что плод малины – не ягода, а много костянка, то есть он состоит из множества крошечных сросшихся плодов с косточками.
Баба Капа вручает воспитателю украшенные пироги. После прохождения всех станций дети возвращаются к Медведю. Отдают ему свои гостинцы и помогают накрыть стол.
Медведь: спасибо вам, мои друзья! Вы мне очень помогли, и теперь душа так и просится в пляс! Будем весело плясать, будем праздник продолжать!
Исполняется танец «Малинки»,
фонограмма песни из репертуара группы «Дискотека Авария».
Медведь: спасибо вам за веселье, но нам пора прощаться! А в благодарность за помощь, я хочу вас угостить малиновым вареньем. Пейте чай и вспоминайте наше веселое, малиновое приключение.
Медведь вручает каждому Воспитателю по баночке малинового варенье, прощается и уходит.
Ведущий: Ребята, наше малиновое приключение подошло к концу.
Желаю всем прекрасного отдыха.
Используемая литература:
- «Песни для детского сада», составитель: Н. Метлов,
- Издательство «Советский композитор», Москва 1963 г.
- «Праздники в детском саду», автор: Картушина М. Ю.,
- Москва 2013 г.
- «Праздник круглый год», составители: Власенко О. П., Гольцова Е. А,
- Издательство «Учитель», Волгоград 2006 г.
- Интернет – ресурсы