МАЛЕНЬКИЕ ВОЛОНТЕРЫ ПРИРОДЫ

Пожидаева Екатерина Анатольевна
Елисеева Лидия Витальевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”

 

Природа Белгородчины настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться и многому другому. Следуя основным дидактическим принципам и учитывая возрастные особенности дошкольников, ознакомление детей с природой целесообразно начинать с той местности, в которой они проживают.

Организация деятельности волонтерского движения в детском саду при активном участии педагогов, родителей и детей – это уникальная возможность благотворно повлиять на процесс социализации ребенка.  Задача воспитателя – грамотно донести до детей цель их деятельности, объяснить, на что она направлена и какие принесет результаты. Ребенок, который будет заинтересован делом, начнет чувствовать свою ответственность, начнет проявлять инициативу и самостоятельность.

Анализ образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников бережного отношения и чуткости к природе, а также диагностика знаний воспитанников о мире природы (авторы С.Н. Николаева, Л.М. Маневцева) показали, что у детей недостаточно сформированы знания о природе (живой и неживой), об отношении к природе, слабо развиты трудовые навыки и отсутствует желание выполнять трудовые поручения для природных объектов. Следовательно, используемые методы были не эффективными. Педагоги решили внедрить в дошкольную деятельность такую форму работы, как волонтерское движение детей в природе.

Для развития у детей экологической культуры и ответственности, в целях воспитания сопереживания в процессе ознакомления с растительным миром в группе были созданы необходимые условия: экологические уголки, мини-лаборатории «Огород на окне».

Рекламное сообщение  

На территории детского сада созданы зеленые островки, которые мы стараемся сохранить и пополнить новыми насаждениями. На участках много деревьев, благодаря чему дети ежедневно на прогулках могут наблюдать за птицами. Каждую зиму проводим акцию «Птичья столовая». Совместно с детьми собираем крупу, семечки, злаки, развешиваем по территории детского сада кормушки для пернатых друзей. Конкурс семейного творчества «Птичья кормушка» стал традиционным.

Ежегодно проводим экологические акции «Помоги дереву», закладываем глиной или пластилином места слома веток – ранки. Проводим рыхление почвы вокруг деревьев и кустов, чтобы им легче дышалось, подготавливаем кустарники к зиме, подвязываем ветки.

Ежегодно в ДОУ проводим акцию «День древонасаждения». Воспитанники совместно со взрослыми высаживают саженцы деревьев и кустарников.

У детей повысился интерес и желание к уходу за клумбами на участке. Ребята с удовольствием принимали участие в посадке цветов. Пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки и динамические паузы тоже могут быть подчинены теме природы и способствовать органичному закреплению полученных знаний.

Стало традицией проведение акции «Друзья природы».

Цель акции – донести до жителей, что необходимо жить в гармонии с природой, правильно утилизировать бытовой мусор.

Для определения наличия положительной динамики уровня развития познавательной активности у дошкольников к окружающему миру природы и эффективности использования инновационной формы работы с воспитанниками такой, как волонтерское движение в природе, был проведен повторный мониторинг по той же диагностической методике, что и на констатирующем этапе. Детям были предложены аналогичные задания. Анализ данных показал, что в основном у дошкольников преобладает высокий уровень познавательной активности к миру природы.

Необходимо отметить повышения сплоченности группы детей, посредством волонтерской деятельности в мире природы, поскольку совместная деятельность ради общей цели повышает групповую интеграцию: воспитанники становятся ближе друг к другу, ощущают себя единым целым с коллективом. Плюсом ко всему тот факт, что ребята осваивают коммуникативную компетенцию: они научатся вступать в контакт, вести дискуссию и высказывать свое мнение. Ребенок учится гармоничному взаимодействию с другими людьми и приучается к командной работе, в которой между членами команды царит взаимоуважение и понимание.

Принимая на себя роль волонтера, дети чувствуют собственную значимость и полезность своей деятельности. Задача воспитателя – постоянно его поддерживать, хвалить, помочь получить удовлетворение от проделанной работы без ожидания какого-либо вознаграждения.

 

Список литературы:

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» – современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // [Текст] Дошкольная педагогика, 2014. – № 3. – С. 23-27.
  2. Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников [Текст] / Г.А. Горбунова // Дошкольная педагогика, 2011. – № 6. – С. 10-16.
    3. Жамалова З. Т. Экологическое воспитание посредством ознакомления дошкольников с природой [Текст] // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 700-702.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь