Александрова Мария Николаевна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Ханымей
Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС профессионального мастерства педагогов ДОО в рамках Мини-марафона «День Земли» «РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Название проекта: «Маленькие огородники»
Актуальность. Ни у кого не вызывает сомнений, что свежие фрукты и овощи – это вкусно и полезно, поэтому многие стремятся высаживать на своих огородах и дачных участках как можно больше культурных растений.
Хорошо тем, кто живет на юге или в средней полосе России. А как же быть северянам? Ведь климат крайнего севера очень суровый. Здесь помимо поздней весны и осенних заморозков бывают заморозки и в течение всего лета. Почвы на Крайнем Севере холодные из-за насыщенности их влагой и близости вечной мерзлоты, а для размещения посевов особенно важен микроклимат, который складывается в зависимости от характера поверхности.
Неужели навек распроститься с мечтой о свежих овощах со своего огорода? Ни в коем случае! Даже в условиях Севера вполне реально вырастить фрукты и овощи.
Нам в этом поможет теплица, которая находится на территории детского сада. Именно теплица, позволяет получить урожай овощных и цветочных культур, даже в холодное лето. Растения в теплице не только защищены от неприятностей, связанных с погодой, а также от насекомых и птиц, им обеспечены комфортные условия для роста.
Трудовая деятельность имеет большую образовательную ценность, а также работа в теплице сформирует у детей представлений о выращивании овощных культур, как пищевого продукта.
Проблема: как вырастить урожай овощей в теплице?
Цель. Создать условия для формирования у дошкольников 4-6 лет познавательного интереса; сформировать у дошкольников представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.
Задачи.
- Сформировать представления об овощных культурах, цветочно-декоративных растениях и о специфике сельскохозяйственного труда.
- Расширить практические умения дошкольников в работе с простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями.
- Обеспечить экологическое воспитание и развитие познавательных процессов в опытно-экспериментальной деятельности.
- Создать условия для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс и комплексного благоустройства территории детского сада.
Ожидаемый результат проекта: расширение знаний и представлений детей о выращивании овощных культур в тепличных условиях; формирование бережного отношения к растительному миру
Вид проекта:
- по времени – долгосрочный (апрель – сентябрь 2021 года),
- по количеству участников – коллективный (20 детей),
- по контингенту – дети 5-6 лет,
- по направленности – меж предметный,
- по характеру деятельности – познавательно-исследовательский.
Состав участников: дети средней, старшей-подготовительной группы, родители, воспитатели.
Основное направление проекта: предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, связанных с выращиванием овощных культур в теплице и цветочно-декоративных растений на клумбах.
Ожидаемые результаты: формирование практических умений в выращивании культурных растений; формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью; воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.
Этапы проекта.
Организационно–подготовительный этап. Определение проблемы проекта; постановка цели и задач; подготовка плана реализации; распределение обязанностей между участниками проекта; благоустройство теплицы (завоз почвы, перегноя); проверка сельскохозяйственного инвентаря; приобретение посадочного материала и семян цветов и овощных культур; заготовка табличек; разработка конспектов мероприятий (беседы, игры, организованная образовательная деятельность, игры и т.д.).
Основной – практический этап.
Система мероприятий
№ п/п | Деятельность | Мероприятие |
1 | Познавательная | – беседы: «Горох – огородные часы», «О пользе овощей», «Капуста – барыня овощей», «Картофель – необыкновенный овощ», «Труд сельских жителей на приусадебных участках»; «Орудия труда. Безопасная работа в огороде»; – наблюдение за всходами и ростом, появлением цветков, плодов ОД в подготовительной группе «Выращиваем картофель» ОД в средней группе «Вот так картофель!» ОД в средней группе «Чудо морковка!» ОД в старшей группе «Растение – живой организм!» Викторина «Подарки осени» |
2 | Художественно-речевая | – чтение художественных произведений: «Чипполино» Д. Родари, «Огородники» Н. Носов, «Приходите в огород» Е. Благинина, «Наша грядка» В.Волина, «Огуречное семечко» Е. Надёжкина, «Сказка о том, как овощи воевали» Г. Юдина; – разгадывание загадок об овощах, садовом инвентаре |
3 | Игровая | – подвижные игры: «Собери урожай», «Сад и огород»; – сюжетно-ролевые игры: «Готовим обед», «Овощной магазин»; – дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Узнай по вкусу», «Четвертый лишний»; – настольные игры: «Пазлы Цветы», «Чье семечко» |
4 | Продуктивная | – рисование с элементами аппликации «Условия для роста овощей»; – лепка из пластилина «Овощи»; -пластилинография «Клубничка», «Цветочки»; – аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»; – рисование «Машина везет урожай овощей»; – лепка «Корзина с овощами» |
5 | Трудовая | – посев семян цветочных, овощных, зеленных культур для рассады; – уход за посевами; – пикирование рассады; – подготовка почвы, оформление клумб и вазонов на территории ОУ; – высадка рассады в короба и клумбы; – высадка в клумбы многолетников; – высадка посадочного материала и посев семян овощных культур в теплицу; – уход за посадками (прополка, полив, рыхление, прореживание); – периодический сбор урожая; – уборка теплицы, подготовка почвы к осенне-зимнему периоду. |
6 | Работа с родителями | Помощь в изготовлении табличек с правилами ухода за растениями, уход за клумбами. Изготовление альбома с рецептами «Фирменное блюдо семьи!» |
Заключительный этап
- Видеоролик «Маленькие огородники»
- Итоговый отчёт о проделанной работе.
Список использованной литературы:
- Огород Севера. Дубровин И.И./ https://garden.wikireading.ru/
- Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. Кочкина Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 72 с.
- Проекты для детей: мир профессий глазами ребенка. / сост. Рыбачева М.В., Кудрявцева Е.А. – Волгоград: Учитель. – 83 с.
- Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. / авт.-сост. Битютская Н. П. – Волгоград: Учитель, 2013. – 207 с.
- Экологические проекты в детском саду. Масленникова О. М., Филиппенко А.А. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е. – 232 с. : ил.