МАЛЕНЬКИЕ ОГОРОДНИКИ

исследовательский проект для детей 4-6 лет

Александрова Мария Николаевна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Ханымей
Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС профессионального мастерства педагогов ДОО в рамках Мини-марафона «День Земли» «РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Название проекта: «Маленькие огородники»

Актуальность. Ни у кого не вызывает сомнений, что свежие фрукты и овощи – это вкусно и полезно, поэтому многие стремятся высаживать на своих огородах и дачных участках как можно больше культурных растений.

Хорошо тем, кто живет на юге или в средней полосе России. А как же быть северянам? Ведь климат крайнего севера очень суровый. Здесь помимо поздней весны и осенних заморозков бывают заморозки и в течение всего лета. Почвы на Крайнем Севере холодные из-за насыщенности их влагой и близости вечной мерзлоты, а для размещения посевов особенно важен микроклимат, который складывается в зависимости от характера поверхности.

Неужели навек распроститься с мечтой о свежих овощах со своего огорода? Ни в коем случае! Даже в условиях Севера вполне реально вырастить фрукты и овощи.

Нам в этом поможет теплица, которая находится на территории детского сада. Именно теплица, позволяет получить урожай овощных и цветочных культур, даже в холодное лето. Растения в теплице не только защищены от неприятностей, связанных с погодой, а также от насекомых и птиц, им обеспечены комфортные условия для роста.

Рекламное сообщение  

Трудовая деятельность имеет большую образовательную ценность, а также работа в теплице сформирует у детей представлений о выращивании овощных культур, как пищевого продукта.

Проблема: как вырастить урожай овощей в теплице?

Цель. Создать условия для формирования у дошкольников 4-6 лет познавательного интереса; сформировать у дошкольников представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.

Задачи.

  1. Сформировать представления об овощных культурах, цветочно-декоративных растениях и о специфике сельскохозяйственного труда.
  2. Расширить практические умения дошкольников в работе с простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями.
  3. Обеспечить экологическое воспитание и развитие познавательных процессов в опытно-экспериментальной деятельности.
  4. Создать условия для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс и комплексного благоустройства территории детского сада.

Ожидаемый результат проекта: расширение знаний и представлений детей о выращивании овощных культур в тепличных условиях; формирование бережного отношения к растительному миру

Вид проекта:

  • по времени – долгосрочный (апрель – сентябрь 2021 года),
  • по количеству участников – коллективный (20 детей),
  • по контингенту – дети 5-6 лет,
  • по направленности – меж предметный,
  • по характеру деятельности – познавательно-исследовательский.

Состав участников: дети средней, старшей-подготовительной группы, родители, воспитатели.

Основное направление проекта: предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, связанных с выращиванием овощных культур в теплице и цветочно-декоративных растений на клумбах.

Ожидаемые результаты: формирование практических умений в выращивании культурных растений; формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью; воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.

Этапы проекта.

Организационно–подготовительный этап. Определение проблемы проекта; постановка цели и задач; подготовка плана реализации; распределение обязанностей между участниками проекта; благоустройство теплицы (завоз почвы, перегноя); проверка сельскохозяйственного инвентаря; приобретение посадочного материала и семян цветов и овощных культур; заготовка табличек; разработка конспектов мероприятий (беседы, игры, организованная образовательная деятельность, игры и т.д.).

Основной – практический этап.

Система мероприятий

№ п/пДеятельностьМероприятие
1Познавательная – беседы: «Горох – огородные часы», «О пользе овощей», «Капуста – барыня овощей», «Картофель – необыкновенный овощ», «Труд сельских жителей на приусадебных участках»; «Орудия труда. Безопасная работа в огороде»;
– наблюдение за всходами и ростом, появлением цветков, плодов
ОД в подготовительной группе «Выращиваем картофель»
ОД в средней группе «Вот так картофель!»
ОД в средней группе «Чудо морковка!»
ОД в старшей группе «Растение – живой организм!»
Викторина «Подарки осени»
2Художественно-речевая  – чтение художественных произведений: «Чипполино» Д. Родари,  «Огородники» Н. Носов, «Приходите в огород» Е. Благинина, «Наша грядка» В.Волина, «Огуречное семечко» Е. Надёжкина, «Сказка о том, как овощи воевали» Г. Юдина;
– разгадывание загадок об овощах, садовом инвентаре
3Игровая   – подвижные игры: «Собери урожай», «Сад и огород»;
– сюжетно-ролевые игры: «Готовим обед», «Овощной магазин»;
– дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Узнай по вкусу», «Четвертый лишний»;
– настольные игры: «Пазлы Цветы», «Чье семечко»
4Продуктивная – рисование с элементами аппликации «Условия для роста овощей»;
– лепка из пластилина «Овощи»;
-пластилинография «Клубничка», «Цветочки»;
– аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»;
– рисование «Машина везет урожай овощей»;
– лепка «Корзина с овощами»
5Трудовая – посев семян цветочных, овощных, зеленных культур для рассады;
– уход за посевами;
– пикирование рассады;
– подготовка почвы, оформление клумб и вазонов на территории ОУ;
– высадка рассады в короба и клумбы;
– высадка в клумбы многолетников;
– высадка посадочного материала и посев семян овощных культур в теплицу;
– уход за посадками (прополка, полив, рыхление, прореживание);
– периодический сбор урожая;
– уборка теплицы, подготовка почвы к осенне-зимнему периоду.
6Работа с родителямиПомощь в изготовлении табличек с правилами ухода за растениями, уход за клумбами.
Изготовление альбома с рецептами «Фирменное блюдо семьи!»

 

Заключительный этап

  1. Видеоролик «Маленькие огородники»
  2. Итоговый отчёт о проделанной работе.

Список использованной литературы:

  1. Огород Севера. Дубровин И.И./ https://garden.wikireading.ru/
  2. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. Кочкина Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 72 с.
  3. Проекты для детей: мир профессий глазами ребенка. / сост. Рыбачева М.В., Кудрявцева Е.А. – Волгоград: Учитель. – 83 с.
  4. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. / авт.-сост. Битютская Н. П. – Волгоград: Учитель, 2013. – 207 с.
  5. Экологические проекты в детском саду. Масленникова О. М., Филиппенко А.А. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е. – 232 с. : ил.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь