Материал принят к публикации в печатном сборнике практико-ориентированных материалов « Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – НОЯБРЬ 2020 г.
Бондаренко Екатерина Николаевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 31 «Журавлик»
Старооскольского городского округа
МАЛЕНЬКАЯ ЭКСКУРСИЯ В МИР КАМНЕЙ
конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной школе группы
Цели и задачи:
- расширить знания детей о камнях, как о видах полезных ископаемых.
- закрепить основные гранита, каменного угля, мела, мрамора, железной руды.
- вспомнить с детьми информацию о подземных богатствах нашего края и как они добываются.
- создать в группе коллекцию минералов и драгоценных камней.
- дать некоторые интересные сведения из истории камней.
Предварительная работа: наблюдения за неживой природой на прогулке, чтение художественной и научно-познавательной детской литературы, экскурсия в музей геологоразведочного техникума «Мир камней», рассматривание драгоценных камней.
Словарная работа: эксперимент, сапфир, кремний, аметист.
Оборудование: Волшебный камень, аудиозапись песни «Лунная полька», игровой мини-магазин камней, зонтик, набор камней, магнит, стакан с водой, гвоздики, костюмы первобытных людей, элементы костюма продавца, радуги, солнечного лучика, настенный календарь с иллюстрациями украшений из алмаза.
Ход деятельности.
Воспитатель: Ребята вы бы хотели совершить маленькую экскурсию в удивительный мир?
Солнечный лучик: (ребенок) Я помогу, только с условием, что вы мне раскроете свой секрет после путешествия!
Солнечный лучик показывает дорогу к волшебному камню.
Дети отправляются в дорогу, и на пути им встречается волшебный камень, на котором написано:
«направо пойдешь – ничего не найдешь!»
«налево пойдешь – в 25 век попадешь!»
«а прямо пойдешь – в каменный век попадешь!».
Ребята решают, куда им отправиться. Решают идти прямо, в каменный век, где видят первобытных людей.
1-й первобытный человек: Я добываю огонь. Ударяю два куска кремния друг о друга, высекаю искру, от которой загорается сухая травинка.
2-й первобытный человек: Я из кремния делаю орудия труда – ножи, топоры. Кремний очень твердый камень, а у его осколков края острые, как у ножа. Я постепенно откалываю мелкие кусочки с помощью другого камня, и получится нож или наконечник копья.
Воспитатель: Каменный век сменился веком металла, и сменилось назначение камня, который стал использоваться естественном виде. Где??
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А главное достижение 21 века – это покорение космоса. Человек побывал на Луне и открыл тайну «лунного камня»
песня «Лунная полька»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете с каким земным камнем можно сравнить «лунный камень».
(ответы детей)
Правильно – вы назвали все драгоценные камни, а где их можно увидеть? Правильно – в магазине.
Продавец магазина (ребенок): Вы что- то хотели купить???
Дети: да, украшение из драгоценных камней.
Продавец магазина: чтобы приобрести у нас в магазине украшения, надо точно назвать цвет, форму, название камней и для каких целей он покупается. (опал, топаз, алмаз, рубин, гранат, аметист, авантюрин, кошачий глаз, янтарь).
Дети называют цвет, форму, название камня, получают украшения и собирают в шкатулку.
Воспитатель: А я бы хотела купить украшение из алмаза.
Продавец магазина: украшений из такого камня у нас нет, но можете купить календарь с иллюстрациями украшений из алмаза. Алмаз – символ богатства и знатности, и наряду с золотом, приобретает функцию денег.
Воспитатель: кажется, пошел дождь! Быстро все под мой зонтик! Дождь теплый, летний.
Воспоминания о лете.
Скоро кончится дождь. Появление «радуги»
Девочка – радуга: не меньше, чем формы завораживают и краски драгоценных камней. Оранжевый, красный, белый, голубой, синий, фиолетовый, зеленый, желтый. Лишь на мгновение эти цвета в радуге, а в минералах (в просторечье называют камнями) цвета радуги сохраняются навечно. Назовите по цветам радуги камни.
Красный – рубин, гранат. Оранжевый – янтарь.
Желтый – янтарь, топаз, алмаз. Зеленый – кошачий глаз, топаз, изумруд.
Голубой – бирюза, опал. Синий – сапфир.
Фиолетовый – аметист.
Воспитатель: Спасибо Радуга! Вот и исчезла радуга, побывав на небе одно мгновение. А камень удивляет нас не только красотой, цветом, блеском, но и свойством, формой, прочностью, вечностью. Камни живут вечно! А где мы видели много камней?
Дети: в музеи.
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
– белый не очень прочный оставляет след на асфальте (мел)
– черный блестит на солнце, твердый, но в тоже время, хрупкий, используется как топливо. (каменный уголь)
– очень прочный, красивый, имеет в цвете много цветосочетаний, используется в строительстве домов, дорог, памятников. (гранит)
– темно-коричневый, прочный тяжелый. Хорошо плавится при высокой температуре. (железная руда)
Воспитатель: А вы можете ее найти на выставке?
– Нет, потому что кусочек железной руды у меня!
Рассказ заведующего музея ГРТ «Мир камней», о железной руде СГОК.
Дети благодарят ее и приглашают быть гостьей на этом мероприятии.
Воспитатель: А мы с вами будем студентами ГРТ. Проходите в лабораторию.
Вы теперь знакомы со свойством железной руды – магнетизм.
Магнит – что это такое? Тяжелый металл из железа.
– Кто расскажет о свойствах магнита? Притягивает предметы.
– Какие? Деревянные – нет, пластмассовые – нет, железные – да!
– Магнитные свойства проявляются не только в воздухе.
– Сейчас проведем эксперимент. (закрепить это слово)
В стакан с водой бросаем 2 гвоздика
Задача: вытащить гвоздики, не замочив пальцев и магнит.
Эксперимент проводят все дети.
Вывод: магнитные свойства проявляются не только в воздухе, но и в воде, и в стекле.
Опыт закончен.
Воспитатель: Слышите, кто-то нас зовет?
Солнечный лучик: Так что же это за секрет, что же это за удивительный мир??
Дети(все): Мы побывали в удивительном мире камней!