МАЛЕНЬКАЯ ЭКСКУРСИЯ В МИР КАМНЕЙ

0
1027

         Материал принят к публикации в печатном сборнике практико-ориентированных материалов « Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – НОЯБРЬ 2020 г.

Бондаренко Екатерина Николаевна

воспитатель

МБДОУ ДС № 31 «Журавлик»

Старооскольского городского округа

МАЛЕНЬКАЯ ЭКСКУРСИЯ В МИР КАМНЕЙ

конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной школе группы

Рекламное сообщение     

Цели и задачи:

  • расширить знания детей о камнях, как о видах полезных ископаемых.
  • закрепить основные гранита, каменного угля, мела, мрамора, железной руды.
  • вспомнить с детьми информацию о подземных богатствах нашего края и как они добываются.
  • создать в группе коллекцию минералов и драгоценных камней.
  • дать некоторые интересные сведения из истории камней.

Предварительная работа: наблюдения за неживой природой на прогулке, чтение художественной и научно-познавательной детской литературы, экскурсия в музей геологоразведочного техникума «Мир камней», рассматривание драгоценных камней.

Словарная работа: эксперимент, сапфир, кремний, аметист.

Оборудование: Волшебный камень, аудиозапись песни «Лунная полька», игровой мини-магазин камней, зонтик, набор камней, магнит, стакан с водой, гвоздики, костюмы первобытных людей, элементы костюма продавца, радуги, солнечного лучика, настенный календарь с иллюстрациями украшений из алмаза.

Ход деятельности.

Воспитатель: Ребята вы бы хотели совершить маленькую экскурсию в удивительный мир?

Солнечный лучик: (ребенок) Я помогу, только с условием, что вы мне раскроете свой секрет после путешествия!

Солнечный лучик показывает дорогу к волшебному камню.

Дети отправляются в дорогу, и на пути им встречается волшебный камень, на котором написано:

«направо пойдешь – ничего не найдешь

«налево пойдешь – в 25 век попадешь!»

«а прямо пойдешь – в каменный век попадешь!».

    Ребята решают, куда им отправиться. Решают идти прямо, в каменный век, где видят первобытных людей.

1-й первобытный человек: Я добываю огонь. Ударяю два куска кремния друг о друга, высекаю искру, от которой загорается сухая травинка.

2-й первобытный человек: Я из кремния делаю орудия труда – ножи, топоры. Кремний очень твердый камень, а у его осколков края острые, как у ножа. Я постепенно откалываю мелкие кусочки с помощью другого камня, и получится нож или наконечник копья.

Воспитатель: Каменный век сменился веком металла, и сменилось назначение камня, который стал использоваться естественном виде. Где??

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А главное достижение 21 века – это покорение космоса. Человек побывал на Луне и открыл тайну «лунного камня»

песня «Лунная полька»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете с каким земным камнем можно сравнить «лунный камень».

(ответы детей)

Правильно – вы назвали все драгоценные камни, а где их можно увидеть? Правильно – в магазине.

Продавец магазина (ребенок): Вы что- то хотели купить???

Дети: да, украшение из драгоценных камней.

Продавец магазина: чтобы приобрести у нас в магазине украшения, надо точно назвать цвет, форму, название камней и для каких целей он покупается. (опал, топаз, алмаз, рубин, гранат, аметист, авантюрин, кошачий глаз, янтарь).

    Дети называют цвет, форму, название камня, получают украшения и собирают в шкатулку.

Воспитатель: А я бы хотела купить украшение из алмаза.

Продавец магазина: украшений из такого камня у нас нет, но можете купить календарь с иллюстрациями украшений из алмаза. Алмаз – символ богатства и знатности, и наряду с золотом, приобретает функцию денег.

Воспитатель: кажется, пошел дождь! Быстро все под мой зонтик! Дождь теплый, летний.

Воспоминания о лете.

Скоро кончится дождь. Появление «радуги»

Девочка – радуга: не меньше, чем формы завораживают и краски драгоценных камней. Оранжевый, красный, белый, голубой, синий, фиолетовый, зеленый, желтый. Лишь на мгновение эти цвета в радуге, а в минералах (в просторечье называют камнями) цвета радуги сохраняются навечно. Назовите по цветам радуги камни.

Красный – рубин, гранат. Оранжевый – янтарь.

Желтый – янтарь, топаз, алмаз. Зеленый – кошачий глаз, топаз, изумруд.

Голубой – бирюза, опал. Синий – сапфир.

Фиолетовый – аметист.

Воспитатель: Спасибо Радуга! Вот и исчезла радуга, побывав на небе одно мгновение. А камень удивляет нас не только красотой, цветом, блеском, но и свойством, формой, прочностью, вечностью. Камни живут вечно! А где мы видели много камней?

Дети: в музеи.

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

– белый не очень прочный оставляет след на асфальте (мел)

– черный блестит на солнце, твердый, но в тоже время, хрупкий, используется как топливо. (каменный уголь)

– очень прочный, красивый, имеет в цвете много цветосочетаний, используется в строительстве домов, дорог, памятников. (гранит)

– темно-коричневый, прочный тяжелый. Хорошо плавится при высокой температуре. (железная руда)

Воспитатель: А вы можете ее найти на выставке?

– Нет, потому что кусочек железной руды у меня!

Рассказ заведующего музея ГРТ «Мир камней», о железной руде СГОК.

Дети благодарят ее и приглашают быть гостьей на этом мероприятии.

Воспитатель: А мы с вами будем студентами ГРТ. Проходите в лабораторию.

Вы теперь знакомы со свойством железной руды – магнетизм.

Магнит – что это такое? Тяжелый металл из железа.

– Кто расскажет о свойствах магнита? Притягивает предметы.

– Какие? Деревянные – нет, пластмассовые – нет, железные – да!

– Магнитные свойства проявляются не только в воздухе.

– Сейчас проведем эксперимент. (закрепить это слово)

В стакан с водой бросаем 2 гвоздика

Задача: вытащить гвоздики, не замочив пальцев и магнит.

Эксперимент проводят все дети.

Вывод: магнитные свойства проявляются не только в воздухе, но и в воде, и в стекле.

Опыт закончен.

Воспитатель: Слышите, кто-то нас зовет?

Солнечный лучик: Так что же это за секрет, что же это за удивительный мир??

Дети(все): Мы побывали в удивительном мире камней!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь