Всероссийский ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ конкурс педагогов ДОО «МЕТОДИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» 20 марта – 20 мая 2021 г.
Логвинова Олеся Юрьевна,
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС №31 «Журавлик» Старооскольский городской округ
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Детство – это важнейший период в жизни человека для формирования здоровья и становления личности. В начале этого пути рядом с ребенком находятся самые главные люди в его жизни – родители [1., с.10].
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь его социальное рождение. Ребенок полностью зависит от взрослых, которые его окружают и своим поведением подают положительный или отрицательный пример [2., с.143]. Поэтому для решения задач по оздоровлению детей необходима совместная деятельность взрослых: педагогов и родителей. Только совместное взаимодействие семьи и детского сада и их содействие друг другу даст результат. Чтобы сохранить и улучшить здоровье наших воспитанников, приоритетным направлением в работе является использование здоровьесберегающих технологий в тесном взаимодействии с семьей.
Формирование здоровья детей является одним из главных направлений деятельности любого дошкольного учреждения. На сегодняшний день нельзя ограничиться только пропагандой педагогических знаний, в которых родители лишь пассивные участники, необходимо эффективнее использовать формы, на которых знания преподносятся в процессе активного сотрудничества педагогов и родителей, активного их взаимодействия [3., с.18]. Проанализировав свою работу, мы заметили, что с каждым годом возрастает количество детей, у которых снижен интерес к двигательной деятельности, они малоподвижны, подвержены частым заболеваниям.
Мы решили, что только в условиях совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечен рост показателей, характеризующих здоровье детей [4., с.1]. Эту цель мы поставили перед собой, чтобы приобщить детей к спорту и здоровому образу жизни. Исходя из цели, наметили следующие задачи:
- Повысить уровень педагогической компетентности родителей в области сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье;
- Привлечь родителей воспитанников к совместному участию в открытых физкультурных и оздоровительных мероприятиях;
- Сформировать положительное отношение к спорту и здоровому образу жизни в семье;
- Оказать педагогическую помощь родителям воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей при содействии работников ДОУ .
Для того чтобы определить роль семьи в формировании здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни провели анкетирование, которое показало, как малы знания родителей о мерах по укреплению здоровья детей. Из полученных результатов следовал вывод, что только часть родителей (50%) пытаются вести здоровый образ жизни. Это обусловлено и тем, что основная масса родителей не понимает самой сущности «здоровья», рассматривая его только как отсутствие болезней. А средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья – физического, психического и социального.
Поэтому на родительском собрании «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» мы использовали презентацию, которая сопровождалась докладом о том, какая проводится работа по сохранению здоровья в группе и какие здоровьесберегающие технологии для этого используются. Каким важным является правильно организованный режим дня, который сочетает период бодрствования и сна ребенка в течение суток, удовлетворяет потребности в пище, в игровой деятельности, отдыхе, двигательной активности и образовательной деятельности. Рассказали о том, что режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, привычек в соблюдении правил в ДОУ и подготавливает к успешной адаптации к школьным правилам. Очень важно поддерживать режим детского сада и тогда, когда ребенок находится дома.
Особенное внимание мы уделили вопросу о роли физического воспитания в ДОУ, как одного из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Рассказали, что систематическая работа включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, тематические физкультурные занятия, прогулки на свежем воздухе в любое время года, регулярные занятия в бассейне.
В ходе беседы выяснилось, что многие родители не одобряют обучение детей плаванию, боятся, что их дети могут простудиться и заболеть. Причина этой боязни в неосведомленности родителей, недооценке ими значения плавания. Мы объяснили им, что в бассейне соблюдается температурный режим, инструктор проводит необходимую работу по здоровьесбережению.
Для того чтобы показать какое значение имеет плавание для укрепления здоровья детей, мы пригласили их поучаствовать в развлечении совместно с инструктором по плаванию. Родители наглядно убедились в том, что регулярные занятия в бассейне значительно снижают риск заболевания вирусными инфекциями, и являются эффективным средством закаливания. После посещения открытого мероприятия большая часть родителей, которые сомневались в том, что занятия плаванием положительно влияют на оздоровление детского организма, в корне поменяли свое мнение. В связи с этим количество детей, посещающих занятия плаванием увеличилось. Некоторые родители записали своих детей на дополнительные занятия.
Был проведен спортивный досуг с участием родителей «Путешествие в зимний лес», который позволил продемонстрировать двигательные навыки и психофизические качества детей.
Все физкультурные праздники, развлечения всегда являются радостным событием в жизни детей. В этом развлечении дети, родители и воспитатели имели возможность не только общаться, устанавливать и поддерживать добрые отношения друг к другу, но и расширять, и активизировать двигательную активность [5., с.231].
Работа по закаливанию детей велась на протяжении всего времени. Большое внимание уделялось таким закаливающим процедурам, как
– гимнастика после сна;
– босохождение по дорожкам «здоровья»;
– оздоровительный бег;
– дыхательная гимнастика;
– воздушные и солнечные ванны в летний период.
Родители активно принимали участие в изготовлении соответствующих атрибутов: дорожек для профилактики плоскостопия с пуговицами, следами с фасолью и горохом, с веревочкой «Змейка», массажных ребристых ковриков, дыхательных тренажеров – султанчики.
Важным закаливающим средством в работе являются прогулки. Для укрепления в этом направлении совместной работы с семьей мы также приглашали родителей на совместную прогулку с детьми, привлекали их к участию в подвижных играх. Поясняли, что планируем прогулку с учетом подвижности каждого ребенка, планируем каждый вид деятельности. Активных, подвижных детей стараемся вовлекать в спокойные игры, а менее активных активизировать подвижной деятельностью.
Огромное значение имели индивидуальные беседы и консультациипо вопросам здоровьесбережения: о пользе плавания и закаливания, о важности режима в жизни ребенка, правильного питания и пользе прогулок на свежем воздухе. Они позволили наладить контакт с родителями, побудили их серьезно присмотреться к своим детям, задуматься над тем, как сберечь здоровье детей, что необходимо изменить в образе жизни семьи.
В информационном уголке мы разместили буклеты и консультации, с целью формирования у родителей знаний и умений по воспитанию здорового ребенка: «Режим дня. Это важно», «Организация закаливания детей», «Рациональное питание», «Одежда и обувь ребенка». Предложили массу рекомендаций по закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний, гриппа, плоскостопия: «Закаливание ребенка, как одно из средств физического воспитания», «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью», «Советы родителям по закаливанию ребенка», «Босохождение – элемент закаливания организма» «Как предупредить плоскостопие?», «Что делать, если у ребенка плоскостопие?», «Как не заболеть гриппом», «Профилактика гриппа и простудных заболеваний», «Укрепляем иммунитет», «Что делать, чтобы ребенок не болел?».
Таким образом, вся вышеперечисленная используемая комплексная система оздоровления детей уже принесла определенные результаты. По сравнению с предыдущим годом заболеваемость детей в группе снизилась почти в два раза. Сократилось и число болезней у часто болеющих детей.
Но самое главное, чего мы достигли в проделанной работе, это то, что большая часть родителей в корне сменили свое отношение к физическому воспитанию и оздоровлению детей в семье. В выходные и воскресные дни они ходят с детьми на прогулки, на природу, стараются вовремя укладывать детей спать, соблюдают время просмотра детьми телепередач. Серьезное внимание уделяют выполнению режима и воспитанию гигиенических навыков.
Но еще предстоит большая работа с теми детьми, родители которых не прислушиваются к советам воспитателей, мало интересуются жизнью в группе, не одобряют и не поддерживают закаливание детей, обучение их плаванию. В связи с этим их дети часто болеют. С этими родителями будем продолжать проводить просветительскую работу, приглашать на праздники на воде, на открытые физкультурные досуги. Планируем провести «День открытых дверей» с показом закаливающих процедур непосредственно в группе.
Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать положительных результатов, если она не решается совместно с семьёй. Только благодаря правильно организованному сотрудничеству педагогов и родителей достигается единство в вопросах сохранения здоровья детей.
Список литературы:
- Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников : планирование, система работы – Волгоград : Учитель, 2012.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. // О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
- Социальная сеть работников образования (Электронный ресурс) http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/10/07/vzaimodeystvie-pedagogov-i-roditeley-v-priobshchenii
- Праздники и развлечения в детском саду. Сост. Бекина С.И., общ. Ред. Соболевой Э.В. – М., просвещение, 1982. – 320 с.