Котлярова Надежда Васильевна
Долгих Ирина Валерьевна
Комолова Наталья Александровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол
Материал принимают участие в Межрегиональном научно-практическом семинаре «КОСМОС – ПРОФЕССИЯ СМЕЛЫХ, ИЛИ КАК ЗНАКОМИТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОСМОСОМ»
4 секция – Познавательный материал как средство поддержания интереса детей к теме космоса – загадки, викторины, кроссворды, и т.д.
название – Кубик Блума «Космос» как приём развития критического мышления дошкольников по теме космос
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно – деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Каждый педагог в процессе планирования образовательной деятельности задумывается над тем как закрепить умения? Как сформировать интерес к теме? Подбирает необходимый материал, составляет задания. В настоящее время воспитаннику нужно не столько передавать готовую информацию, сколько познакомить с методами ее получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами извлечения знаний, необходимыми ему для дальнейшего саморазвития. Как результат этого возрос интерес педагогов к проблеме формирования и развития навыков мышления высокого уровня и формирования предпосылок критического мышления у дошкольников.
Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
Мы открыли для себя один из приёмов технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется «Кубик Блума».
Методика использования «Кубик Блума»
Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
- – Назови.
- – Почему.
- – Объясни.
- – Предложи.
- – Придумай.
- – Поделись.
Так как дети не умеют читать, я подбираю картинки соответствующие теме для закрепления.
Правила применения приёма «Кубик Блума»
Работа с кубиком по теме «Космос» строится следующим образом:
Формулируем тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:
- Грань «Назови» предполагает воспроизведение полученных знаний.
- Грань «Почему»- развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи.
- Грань «Объясни» – развитие мышления. Вопросы категории являются уточняющими. Ребёнок должен обратить внимание на все стороны заданной темы.
- Грань «Придумай»- активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания.
- Грань «Поделись» – развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основывая на личном опыте.
- Грань «Предложи»- умение применить полученные знания на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций.
«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям.
Этот приём мы используем на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
А на этапе изучения какого-либо материала, работу с кубиком делаем групповой, то есть ответы на вопросы дети формулируют вместе. Но мы столкнулись с проблемой, так как у детей старшего дошкольного возраста запас знаний очень мал, им еще трудно сформулировать ответы по новой теме. Зачастую они хватаются за первую мысль, которая приходит им в голову. Но совместный поиск ответов, помогает ещё и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу.
Например: «Поговорим о космосе»
- Назови: какие планеты ты знаешь.
- Почему – люди захотели полететь в космос?
- Объясни – почему в космос сначала полетели животные?
- Придумай – как люди будут жить на другой планете.
- Предложи – каким должен быть космонавт.
- Поделись – кто первый полетел в космос? Когда?
Кубик Блума «Космос» можно использовать во всех группах. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Благодаря этой методике ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.
Использование Кубика Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста значительно обогатит содержание, разнообразит формы работы. У детей отмечается: повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков, повышение уровня развития познавательных процессов, совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
Педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения воспитанников.