Материал опубликован во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», март — 2021
Фатхуллова Римма Загитовна
воспитатель
МБДОУ ЦРР-детский сад №242
г. Ульяновск
СЦЕНАРИЙ МАСТЕР –КЛАССА ПО КОРЗИНОПЛЕТЕНИЮ
С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Цель: ознакомить с технологическим процессом плетения корзины из лозы и из газетных трубочек.
Задачи:
Образовательная:
– совершенствовать технику как переплетать прутья из лозы и бумажные трубочки, имитируя фактуру корзинки;
– развивать память, речь, умение получать информацию, анализировать, делать выводы;
Развивающая:
– развивать мышление ребят при выполнении работы,
– эстетическое восприятие, воображение.
Воспитательная:
– оформлять поделку по своему желанию в цвете.
– воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.
Оборудование: выставочные образцы корзинок из лозы и прутьев; экран для видео блока; виды ножиков и точилок для показа.
Материал: готовые корзинки, готовые комплекты для детей.
Хозяйка: Гости в дом-хозяйке на радость,
Милости прошу-рядышком сесть.
Посидим, поговорим, поиграем,
Много нового узнаем.
В старину на посиделках не только играли, песни пели, но занимались рукоделием. Сегодня я хочу предложить вам знакомство с одним из народных ремесел. Чтобы узнать, что это за ремесло, вы должны отгадать загадку:
Она удобна и легка,
В хозяйстве служит нам века,
С ней можно по грибы ходить,
Ее не тяжело носить,
Из лозы ее плетут,
Скажите, как ее зовут?
Дети: Корзина.
Ребенок: На Руси плетение корзин было довольно обычным делом. Почти каждый крестьянин мог при необходимости сплести хорошую корзину. Без корзин в хозяйстве обойтись было трудно. Для работы использовали прутья ивы, так как они очень гибкие и доступные в природе.
Давайте подумаем из чего еще можно плести корзины? (можно сплести корзинку из проволоки, ленточек, полосок ткани, травинок…).
Совершенно, верно, мы уже сами готовили корзины из бумаги и ленточек.
Воспитатель: И сегодня мы с вами поговорим о корзиноплетении. Так называется народный промысел по изготовлению корзин.
Сегодня у нас в гостях семья Минрахимовых, родители нашего Тимура. Давайте поприветствуем их.
Здравствуйте. Мы рады приветствовать Вас в нашем детском саду.
Папа: Здравствуйте. Мы тоже очень рады видеть всех вас.
Сегодня мы принесли красивые поделки нашего творчества: это корзины разные по виду, по назначениям, изготовлены из лозы и газетных трубочек.
(показывает мини-выставки на столах).
Мама: Сегодня мы познакомимся с плетением из газетных трубочек, я вам расскажу и покажу приемы, вы сами справитесь. Я предлагаю девочкам подойти за мой столик, а мальчики подойдите к столу нашего папы.
(Мастер-классы идут за двумя столами одновременно).
1стол-плетение из прутьев.
Папа: Дети, скажите, что у меня в руках?
Дети: Корзина и прутики.
Папа: Совершенно верно. А как вы думаете, что общего между ними?
Дети: Из прутиков делают корзины.
Папа: Верно. Эти прутики растут на берегу реки Свияги. Прутик по-другому зовется лозой. В октябре – ноябре начинается заготовка лозы. Именно в это время почки на прутиках готовятся к зиме и прячутся. Прутик становится более ровным и гладким. Перед тем как приступить к плетению из лозы ивы, ветки отмачивают в воде, а затем просушивают.
В работе используются два вида ивняка:( показ образцов).
- Очищенный — больше подходит для изготовления декоративных вещей, таких как подносы, вазоны, корзинки. Спустя какое-то время этот материал из светло-желтого превращается в красивый золотистый, и изделия приобретают особу привлекательность. Вот они какие.
- Неочищенный — из таких прутьев плетутся крупные изделия — заборы, беседки. А вот как отличаются эти прутья.
Папа: Сегодня я покажу начало работы, как плести корзинку(показ). Каждый из вас возьмите комплект прутьев, основание корзины и начинаем вместе со мной работать, соблюдая правила: смотрим внимательно, запоминаем направление и не спешим. Что –то не получилось, говорим сразу, исправим. (работают с лозой)
2 стол-плетение из газетных трубочек.
Мама: Девочки, посмотрите вот такие маленькие корзиночки, сундучки можно себе плести для резиночек, карандашей, косметики. Давайте посмотрим сюжет, как я приготовила прутья. (видеозапись на 2-3 минуты).
А сейчас берем заготовки, раскладываем как у меня и начинаем вместе со мной. (работают с газетными прутьями).
Воспитатель: Смотрю старались, потрудились, я предлагаю физминутку:
Русский народный хоровод «Плетень».
Папа: Прошу подойти к нашему столу, посмотреть труды наших мальчиков.
Скажите, в каком направлении заплетаем? Как закругляем и соединяем прутья? Покажите, похвалитесь, что у вас получилось. (рассматривание детских работ).
Папа: Мы не успели закончить верхний ободок корзин, я завтра вечером приду, и мы с вами потрудимся еще.
Мама: Приглашаем за наш столик, посмотреть наше творчество.
(девочки показывают свои работы).
Мы успели доплести, потому что из таких трубочек плести легче. Я предлагаю девочкам раскрасить их по своему желанию, вот как у меня.
Ребенок: Мы узнали много интересного о корзиноплетении, пробовали сами и оказалось, что мы тоже можем научиться. А мы от имени нашей группы дарим вам фотоальбом, обложку которому мы заплели из ленточек вместе с воспитателями.
Воспитатель: Мы говорим вам спасибо, ждем еще в гости и надеемся, что фото вашей многодетной семьи разместятся в нашем альбоме.