Консультация для родителей. Как общаться с чувствительными детьми.

Консультация для родителей. Как общаться с чувствительными детьми.

Кудрявцева Оксана Викторовна
воспитатель
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – Детский сад № 12
города Шебекино Белгородской области» 

Термин «высокочувствительные люди» ввела психотерапевт, клинический психолог Государственного университета Нью-Йорка Э. Эйрон. Высокая чувствительность и склонность к психическим заболеваниям не связаны между собой. Нужно учитывать при воспитании, что высокочувствительные дети эмпатичные, сознательные, проницательные, обладают хорошей интуицией и творческими способностями. В то же время они робкие и испытывают затруднения в обычных ситуациях. На всех высокочувствительных детях сильно сказывается эмоциональная и физическая среда обитания, независимо от того, какие они: открытые, послушные, сдержанные или суетливые.

Формируйте и поддерживайте самооценку. Высокочувствительные дети самокритичны, поэтому не надо добавлять к их самоосуждению осуждение со стороны. Такой ребенок остро реагирует на критику и замечания, может иметь склонность к заниженной самооценке, так как стремится делать все хорошо с первой попытки. Откажитесь от воспитания стыдом. Вместо стыда можно обращаться, если необходимо, к чувству вины и ответственности, которое фокусируется на конкретных нарушениях и ошибках. Разница в том, что виноватый остается в активной позиции, готов исправлять. Стыд – это чувство, что ты плох в целом. Стыдящийся пассивен и беспомощен. Поэтому ситуации, когда ребенок испытывает чувство стыда, вызывают у него враждебность, ярость и взрывное поведение.

Придерживайтесь разумной дисциплины. Обучайте чувствительного ребенка правилам поведения и формируйте внутреннюю мораль в мягкой манере. Если он плачет, злится, не прибегайте к наказанию. Дождитесь, пока он успокоится. Для детей образцы поведения задают родители. Он легко усваивает их точку зрения, кроме случаев, когда возбужден или скучает. В таком состоянии он не услышит и не запомнит объяснений, почему то или иное нельзя. А если высокочувствительному ребенку комфортно, то он усвоит правило, которое озвучивают родители, быстрее, чем другие дети в такой ситуации. С детьми старшего дошкольного возраста правила нужно вырабатывать вместе, обсуждать. Не переоценивайте способность соблюдать правила, даже если ребенок с ними согласился. В случае проступка успокойтесь и подождите, пока ребенок тоже полностью успокоится и перестанет бояться наказания, а затем обсудите ситуацию.

Говорите с ребенком о его чувствительности. Используйте простые слова, которые ребенок поймет. Объясните на примерах, что он не один такой, и в мире много людей, которые воспринимают мир так же, как он. В процессе взросления эта особенность может мешать и раздражать. Напомните ситуации, когда она дала ему преимущества. Объясните, что надо думать, как решить конкретную проблему, а не о том, как это неприятно.

Проблемы в поведении высокочувствительных детей
надо решать. Высокочувствительные дети просчитывают последствия нарушений и поэтому не склонны совершать их. Но самоконтроль и управление эмоциями формируется у них позднее, чем у других детей. Это сказывается, в том числе на готовности к школе. Э. Эйрон выделила распространенные проблемы в поведении высокочувствительного ребенка и рекомендовала, что делать, если они проявились. Перевозбуждение и перенапряжение нельзя убрать обсуждением проблемы, их снимает только сон. Ребенок может постоянно жаловаться, что у него что-то болит, трет или колет. У таких детей низкий болевой порог, они восприимчивы к медикаментам, стимуляторам и изменениям погоды. Обострен один или несколько видов чувствительности, например тонкий слух, острое зрение, острая осязательная восприимчивость. Они могут бояться или чувствовать дискомфорт при ярком освещении или громких звуках. Если ребенок говорит, что ему дискомфортно, необходимо поверить его словам и проговорить границы того, чем можно помочь.

Рекламное сообщение     

Если ребенок просит заново завязать ему шнурки, потому что завязки мешают, нужно сразу сказать, что попробуете перевязать, например, пять раз. Не давайте ему возможности просить вас перевязывать их тридцать раз. При этом не берите ребенка в супермаркеты, где ему тяжело, а предпочтите небольшие магазины и уютные кафе. Если есть время, предлагайте выбор, на который ребенок способен по возрасту: «Ты сегодня хочешь пойти на занятия? Чтобы успеть, тебе лучше самой одеться, а я соберу рюкзак».

Эти дети легко перевозбуждаются и перенапрягаются.  Понаблюдайте, какие занятия ребенку больше нравятся, что он знает и делает умело. Создавайте ситуации успешности. Помните, что большой объем новой информации вызовет перевозбуждение, особенно в тех сферах деятельности, в которых у ребенка были неудачи. Научите получать удовольствие от простых бытовых занятий. Введите ритуалы взаимодействия: чтение сказки на ночь, совместные игры, прогулки, купание, хобби, спорт. Проводите такие ритуалы постоянно – независимо от работы, занятости домашними делами. Обратите внимание на то, какое настроение у ребенка во время этих ритуалов. Если у ребенка стали слишком часто возникать приступы непослушания, то, скорее всего, от него слишком многого ждут

Внимательно и с уважением относитесь к эмоциям высокочувствительного ребенка. Подавленные чувства могут проявиться в виде физических симптомов или страхов. Вначале подумайте, как вы сами справляетесь с эмоциями и как хотите, чтобы с ними справлялся ребенок. Следите, какие мысли, эмоции и чувства высокочувствительный ребенок проговаривает вслух. Если он высказывает подавленность или беспокойство, то воспримет их с удвоенной силой. Нужно безоценочно говорить с ребенком о его эмоциях, сконцентрироваться на его словах, уточнять, переспрашивать. Помогайте ребенку проживать его негативные эмоции: «Расскажи мне», «Расскажи мне еще», «Расскажи мне все».

У высокочувствительного ребенка сильно развита эмпатия. Он может распознавать чувства другого человека даже тогда, когда этот человек сам не отдает себе отчета в них, – особенно у тех, кто о нем заботится. Проанализируйте, как вы сами распознаете чувства других людей, а затем объясните ребенку, что он имеет право сказать «нет» или проигнорировать чужое мнение. Нужен пример уважительного отношения. Ребенок должен видеть, что к желаниям каждого члена семьи и к сверстникам в детском саду взрослые прислушиваются с одинаковым уважением. Настаивайте, чтобы высокочувствительный ребенок принимал решения сам, когда это возможно.

Новые ситуации тревожат высокочувствительных детей из-за большого объема информации, которая поступает одновременно. Они пытаются избежать этого и потому часто кажутся застенчивыми, стеснительными или занудными. Когда не удается избежать чрезмерных раздражителей, они легко расстраиваются. Ребенок должен изучить ситуацию, и только потом он сделает шаг навстречу новому, например при смене детского сада. Поговорите с ним, вспомните моменты из прошлого, которые уже знакомы, с которыми ребенок уже справлялся. В освоении нового не спешите, двигайтесь простыми шажками.

Как правило эти дети отличаются от других и этим обращает на себя внимание. Проанализируйте свое отношение к ребенку, стереотипы в отношении его чувствительности. Подумайте, как можно ответить на комментарии других людей, внимание которых он привлек необычным поведением, особенно в ситуациях, когда ребенок присутствует при разговоре. Важно оградить его от ненужного внимания, похвалы или сочувствия и помнить, что чувствительность не повод для гордости и не предмет для жалости. 

Нужно справедливо распределять обязанности или дежурства дома, так как высокочувствительных детей легко просить о помощи: они отзывчивы и никогда не отказывают. Чтобы не навредить высокочувствительному ребенку, взрослым необходимо учитывать уровень своей чувствительности. Не загромождайте время ребенка беспрерывной деятельностью. Будьте готовы отказаться от каких-то планов, если ребенок устал. Дома нужно создать уголки уединения. Дайте достаточно времени, чтобы обдумать услышанное, что-то решить, принять новую ситуацию. Если времени нет, не предлагайте выбора, обойдитесь без новинок, не задавайте вопросы. Когда разговариваете с ребенком, делайте паузы, смягчайте тон, избегайте поддразниваний, угроз. Когда ребенок сам вас критикует, не обижайтесь. Если он прав, признайте это, если нет – когда успокоитесь, объясните, что приводить упреки в качестве аргумента – плохой способ вести спор. Не стоит настаивать, осуждать, если ребенку не нравятся физические проявления любви, разговор. Если ребенок выражает чувства другими способами, например: рисует открытки для вас, покажите, как это ценно.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь