Материал размещен в Печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАРТ-2021»
Орадченко Наталья Юрьевна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 86 «Брусничка»
г. Норильск
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ АРКТИКИ»
Задачи:
Познакомить детей с животными Арктики, систематизировать знания об этих животных; рассказать об Арктике, климатических условиях; рассказать, как животные полярных районов приспособлены для жизни при низких температурах; помочь детям установить причинно-следственные связи между особенностями среды обитания и свойствами живых организмов, в этой среде обитания.
Обогащать словарь детей по теме занятия; активизация словаря детей: полярный медведь, тюлень, олень, морж, Арктика, северное сияние.
Воспитывать у детей любовь к природе, развивать любознательность и воспитывать интерес и стремление изучать природу; объяснить, что из-за варварского отношения людей многие животные и птицы оказались под угрозой полного исчезновения; поэтому, чтобы сохранить природу, животных, мы должны их охранять.
Примерная организация образовательной деятельности
1-я часть. Введение в занятие.
Круговой сбор песня «Дружная семья».
Веселые друзья
И он, и ты, и я.
Встречаем утро вместе,
Как дружная семья.
Встречаем утро вместе,
Как дружная семья.
«Пчёлки» дружная семья.
Мы команда, мы друзья!
Сюрпризный момент.
Логопед: Ребята, сегодня под дверью нашей группы я нашла корзину, в ней кто-то пищал. Я открыла и увидела, что это маленький белёк. Напоила его молоком. Он был голоден. Внизу в корзине лежало письмо. Я не стала его открывать, потому что это письмо вам, ребятам из группы «Пчёлка». Хотите, я прочту, что в нем написано.
Дети: Да.
Логопед: Тогда усаживайтесь на подушечки, так чтобы вам было удобно.
Письмо «Дорогие ребята! Маленький белёк потерял свою маму. Он боится, без мамы плохо и страшно, ему грозит опасность. Малышу нужно помочь найти маму. Я не знаю, кто его мама и где она живет. Но я слышал, что в этой группе добрые и умные дети. Из-за варварского отношения людей многие животные и птицы оказались под угрозой полного исчезновения, поэтому, чтобы сохранить природу, животных, мы должны их охранять, любить и беречь. Прошу вас помогите малышу».
Логопед: Ребята, вы согласны помочь бельку найти его маму?
Дети: Да, согласны.
Логопед: Ребята, вы знаете, кто его мама и где ее искать?
Дети предлагают свои варианты.
Логопед: Что-то мы совсем запутались. Может нам подскажет наш волшебный экран Всезнайка. Пройдем к экрану, подключим интернет и введем фотографию этого малыша. Посмотрим, что он нам покажет.
2-я часть. Презентация «Животные Арктики».
Логопед: Теперь мы знаем, кто мама малыша и где она живет. Давайте повторим, чтобы нам точно знать, куда направится в путешествие.
Логопед: Ребята, пройдите в конференц-зал на подушечки, там мы будем решать многие вопросы прежде, чем отправиться в путешествие:
Мы отправляемся в путешествие на Северный полюс? Давайте найдем это место на глобусе.
На чем мы туда доберемся?
Нужна ли нам карта для поездки в Арктику?
Нужно ли взять с собой фотографии животных Арктики?
Что нам необходимо взять с собой в дорогу?
Кто будет капитаном?
Можно ли близко подходить к диким животным? Если нет, как же мы увидим их издалека?
Логопед: Белёк – это детеныш тюленя. Тюлени живут в Арктике. Арктика находится на Северном полюсе.
Логопед: Пешком, на машине, на самолете, на ледоколе мы отправимся в путешествие?
Дети решают, на чем они отправятся в путешествие.
Логопед: Карта нужна обязательно, чтобы не сбиться с пути. Продуты питания и теплую зимнюю одежду.
Дети выбирают, кто будет капитаном самостоятельно.
Логопед: Надо взять с собой бинокли или подзорные трубы.
3-я часть. «Подготовка к путешествию в Арктику».
Разделение на подгруппы (5 подгрупп). Каждая подгруппа выполняет свою часть подготовки к путешествию на Северный Полюс:
Построить самолет из конструктора «Кроха».
Нарисовать карту.
Сфотографировать животных Арктики.
Изготовить подзорные трубы.
Взять рюкзак с провизией и теплой одеждой.
Полет на Северный Полюс.
Дети с пилотом летят на самолете по музыку. Пройдя через «волшебный обруч» попадают в Арктику на полярную станцию.
4-я часть. «Арктика».
Логопед: Ребята, вот мы прилетели на Северный полюс. Пройдем на полярную станцию, где работают полярники, которые изучают жизнь животных Арктики. На станции надо вести себя тихо, чтобы не напугать диких животных. Странно, почему же нет полярников на станции? Они оставили нам записку.
Записка «Дорогие ребята! Мы уехали на Южный полюс в Антарктиду изучать жизнь пингвинов. Вернемся через один месяц. Большая просьба пересчитать северных животных и их детёнышей. Спасибо».
Логопед: Достаньте из рюкзачка подзорные трубы и посмотрите внимательно, каких животных вы видите?
Логопед: Ребята, полярники попросили им помочь пересчитать животных и их детенышей. Я буду записывать, а вы по одному считайте. Просьба: один говорит, все молчат, для того чтобы не ошибиться и правильно передать данные полярникам.
Логопед: Саша ты считай оленей и оленят. Саша, если у оленя быстрые ноги, то он какой? (Быстроногий).
Логопед: Максим – тюленей и тюленят. Максим, если у тюленя короткая шерсть, то он какой? (Короткошерстный).
Логопед: Родион – сов и совят. Родион, если у совы острый клюв, то она какая? (Остроклювая).
Логопед: Арсен – полярных волков и волчат. Арсен, если у волка длинный хвост, то он какой? (Длиннохвостый).
Логопед: Валентин – медведей и медвежат. Валентин, если у медведя толстые лапы, то он какой? (Толстолапый).
Логопед: Яромир – песцов и лисят. Яромир если у песца острые зубы, то он какой? (Острозубый).
Логопед: Денис – моржей и моржат. Денис, если у моржа толстая кожа, то он какой? (Толстокожий).
Логопед: Ребята, кого вы видите?
Дети: Я вижу медведицу с медвежатами. Я вижу оленя с оленятами. Я вижу моржа с моржатами. Я вижу сову с совятами. Я вижу тюленя с тюленятами или бельками. Я вижу полярного волка с волчатами. Я вижу песца с лисятами.
Физкультминутка «Северное сияние» музыка Вивальди.
Логопед: Ребята, злая Зимушка-зима закружила метелью, завертела сильной вьюгой, и все животные укрылись в своих жилищах никого не видно. Что же делать? Может быть, вы сможете сделать северное сияние и тогда, вьюга успокоится. Животные начнут понемногу выглядывать из своих жилищ, и мы сможем их найти.
5-я часть. Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?».
Поставить ширму, накрыв ее белой тканью. Это сугроб. Из-за сугроба показывать картинки с частями тела животных.
Логопед: Кто спрятался?
Чьи рога? Дети: Оленьи рога.
Чьи лапы? Дети: Медвежьи лапы.
Чьи копыта? Дети: Оленьи копыта.
Чья голова? Дети: Медвежья голова.
Чья лапа? Дети: Песцовая лапа.
Чье крыло? Дети: Совиное крыло.
Чей хвост? Дети: Волчий хвост.
Чья голова? Дети: Волчья голова.
Чей хвост? Дети: Тюлений хвост.
Чьи клыки? Дети: Моржовые клыки.
6-я часть. Игра «Накорми животное».
Разложить картинки «Кто что ест?» перед детьми.
Логопед: Ребята, полярники просили накормить животных. Мы ведь знаем, что к диким животным подходить нельзя. Почему?
Дети отвечают.
Логопед: Я с собой взяла шапку-невидимку, мне ее одна волшебница подарила. Мы ее наденем и потихоньку угостим животных. Вы согласны?
Дети: Да.
Логопед: Ребята, вы знаете, что есть белый медведь?
Тимур угости белого медведя? Тимур, кого ты угостишь и чем?
Ребенок: Я угощу белого медведя рыбой.
Логопед: Сабина угости оленя мхом? Сабина, кого ты угостишь и чем?
Ребенок: Я угощу оленя мхом.
Вероника угости оленя ягелем? Вероника, кого ты угостишь и чем?
Ребенок: Я угощу оленя ягелем.
Логопед: Что ест тюлень? (Тюлень ест рыбу).
Что ест морж? (Морж ест рыбу).
Что есть песец? (Песец ест лемингов, куропаток).
Что ест полярный волк? (Полярный волк ест северных оленей, овцебыков, полярного зайца).
Что ест полярная сова? (Полярная сова ест лемингов, куропаток).
Логопед: Опасное задание. Дикие животные могут поранить и даже убить человека.
Физкультминутка «Арктическая почта».
Логопед предлагает детям доставить почту зверятам. Дети делятся на подгруппы по два человека, изображая поезд. Дети выстраиваются друг за другом и, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображают поезд. При этом дети произносят: «Т-Т-Т…Т-Т-Т», подражая стуку колес. Дойдя до почтовых ящиков, дети достают картинки, отчетливо называют, что на них изображено и какому животному ее надо доставить. Доехав до зверей, дети вручают им картинки. Дети выполняют задание.
7-я часть. «Горячо – холодно».
Логопед: Ребята мы так и не нашли маму белька. С этим сложным заданием сможет справиться только наш командир. Ведь мы не зря же его выбрали, потому что командир, он какой?
Дети: Смелый, отважный, храбрый, сильный, умный.
Логопед: Я включу навигатор, который покажет, где же на Северном полюсе обитают тюлени, и может быть, мы там найдем его маму? Я буду передавать вам сигналы «Красный или синий», а вы передавайте их нашему командиру. Если красный цвет «Горячо», то командир идет правильно, если синий цвет «Холодно», то нет, командир выбрал неверную дорогу.
8-я часть. Выход из занятия.
Логопед: Ребята, вы молодцы. Нашли маму для маленького потерявшегося белька. Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в самолет. Командир собирай всех детей, никого в Арктике не забудь. Полетели.
Через «волшебный обруч» попадаем в детский сад.
Логопед: Ребята, путешествие у нас получилось интересное. Я предлагаю вам нарисовать то, что больше всего вам понравилось в Арктике. Ну как, попробуем?
Дети: Да.