Комплексное занятие в подготовительной группе на тему “Семья”
.
Цель: формирование чувства патриотизма, путем осмысления таких понятий как «род», «родители», воспитание чувства долга и любви к близким. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания поделиться этими знаниями с товарищами. Формирование грамматического строя речи и расширение словарного запаса.
Оборудование: фотографии детей и их родителей, альбомы, акварельные краски.
Предварительная работа: беседы с детьми о своих родных, чтение русских народных сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко» и др.
Ход занятия.
-Ребята, у вас у всех дома имеются семейные фотографии. На них ваши родные и близкие люди. Подумайте и ответьте, кого мы называем «родственниками»?
-Родственниками мы называем близких по родству людей. А что означает слово «род»? (Это одна большая семья, каждый род имеет свое начало. Самым уважаемым считается самый старший по возрасту член семьи).
-Кто самый уважаемый родственник в вашем роду? Почему? (бабушка и дедушка, потому что они прожили дольше всех, они помогают нам советами, как поступать в трудную минуту).
-А еще мы их уважаем за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители – вам.
-Как вы думаете, ваши родители для дедушки и бабушки кем являются? (детьми)
-А вы для своих родителей кто? (тоже дети)
-А для дедушки и бабушки вы кто? (внуки)
-Так что же такое семья? (это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, сочувствуют, жалеют, говорят друг с другом ласково)
-Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, сестер и братьев. Это наши родные, родственники, родня.
«Папа с мамой – моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щетка,
Молоток настоящий – братишке,
Мяч – сестренке, конфета – Тишке.
А еще есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю».
(Я. Аким)
-Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родня? (Мама, папа, сестренка, братишка – это родня. Друг Сережка не член семьи и не родственник. Он друг, а для любого человека иметь друзей очень важно. Щенок Тишка может считаться членом семьи, но он же не человек, поэтому не является родней нашему герою)
-А как вы думаете семьи все одинаковые? Чем они отличаются? (Есть большие семьи и маленькие, у них разные фамилии, имена. Они живут в разных домах, селах, городах)
-Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русские люди составляли пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним. («Вся семья вместе и душа на месте», «Русский человек без родни не живет», «Нет роднее дружка, чем родная матушка», «Дети – цветы жизни»)
-Послушайте стихотворение (читает ребенок).
«Мы с мамой делали котлеты,
А за окошком дождик шел.
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо».
-Как вы думаете, почему девочке хорошо с мамой? Расскажите о своей маме. Как вы ей помогаете? (ответы детей).
-А вот еще стихотворение.
«Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь».
-Что можно сказать про такого папу? Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу?
ФИЗМИНУТКА
«Ладушки, ладушки, где были?
У бабушки. (хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Все в морщинки собраны. (показывают ладони)
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые. (поглаживают ладони одну о другую)
Ведь работали ладони
Долгими годами. (постукивают кулачками)
Пахнут добрые ладони
Щами, пирогами. (подносят ладони к лицу)
По кудрям меня погладят
Добрые ладони. (гладят голову)
И с моей печалью сладят
Теплые ладони. (подносят ладони к лицу, дуют на них)
Ладушки, ладушки, где были?
У бабушки». (хлопают в ладоши)
-Что же умеют наши бабушки? Что вы любите делать вместе со своей бабушкой? Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая…»
Песня «Моя бабушка»
«У меня есть дедушка, как зима седой,
У меня есть дедушка с белой бородой.
Мне на все мой дедушка может дать ответ.
И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет!»
-Кто хочет рассказать о своем дедушке? (дети по фотографиям рассказывают о своем дедушке)
-Теперь мы знаем много интересного о вашей семье, сколько человек живет с вами и как они выглядят. Мне очень приятно было слышать, как вы с любовью и нежностью относитесь к своим родным. Давайте с вами нарисуем дом, в котором вы живете всей семьей. (дети рисуют дом)
«Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук, за то, что ты сын,
За то, что малыш, за то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
(В. Берестов)
Песня «Мы на свет родились, чтобы радостно жить!»
Материал: Кузнецова Ирина Анатольевна, воспитатель,
МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида “Рябинушка” с.Гостищево”