КЛЮЧ К ПОЗНАНИЮ МИРА

Шопина Юлия Александровна
Алексеева Людмила Николаевна
Хмельницкая Ксения Вячеславовна
воспитатель
МБДОУ ДС № 33 «Снежанка»
г. Старый Оскол

МАТЕРИАЛ участвует в  Региональной научно-практической конференции «Культура и традиции народов России в образовании детей дошкольного возраста»

Мы знаем, что педагогическим идеалом Константина Дмитриевича Ушинского было гармоничное сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. Он говорил, что эта задача выполнима при том условии, что в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Благодаря сказкам, в душе ребёнка срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идёт дружно с развитием фантазии и чувства.

Сказка… Её во все века любили взрослые и дети. А как притягательна сказка современным малышам! Дошкольники любят, когда им читают сказки на ночь. Чистая душа ребёнка ждёт этих минут, она стремится к познанию нравственного смысла жизни через народную мудрость, ему важно знать, что добро обязательно победит злую силу. Через сказку он узнает, что в мире есть хорошие и плохие люди, малыш всегда соотносит себя с положительными героями и учится у них хорошим качествам: любви к людям, к родителям, к Отчизне, учится ценить дружбу, преодолевать трудности, терпеть лишения и терпеливо идти к своей цели. Благодаря сказкам, ребёнок усваивает общечеловеческое наследие, нравственные ценности и культуру своей нации, у него формируется активная жизненная позиция, он строит собственную модель мира и живёт в ней.

 Очень важно детям читать сказки своего народа. Так что же отличает сказки русского народа от сказок других народов? Ведь главные, перечисленные выше ценности, присутствуют в сказках всех народов мира. Кроме того, во всех таких произведениях присутствуют смекалка, мастерство, юмор, осуждение жадности, завистливости, глупости, коварства, обмана, излишней болтливости.

Но есть и национальные особенности в народном творчестве. Национальный колорит – отражение вероисповедания, народных традиций и обычаев народа-автора или родины автора. Не так важно, какая сказка – волшебная, бытовая, авторская или фольклорная, каков сюжет у неё, главным героям всегда присущи черты их нации.

В сказках русского народа с его «загадочной душой» заложены евангельские основы. Православие – основа русской ментальности. «Не в силе Бог, а в правде», «Не в деньгах счастье», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Сам погибай, а товарища выручай» – в этих пословицах мудрость народная, которая повторяется и в сказках. В большинстве наших сказок прослеживается глубокая мысль: зло непременно будет наказано или, говоря словами православного человека, за грех надо отвечать. В таких сказаниях, как и у самого русского человека, богатство никогда не имело особой ценности, а бедность не была пороком. Ценились любовь и уважение к людям, послушание родителям, скромность, бескорыстие, щедрость, гостеприимство, сострадание к людям и животным, попавшим в беду, милость к ним, ущемление своих интересов в пользу нуждающихся. Парадоксально, но Иван-дурак, презираемый практичными братьями, вызывает уважение у русского читателя и слушателя, и мы радуемся, что младшая дочь из «Аленького цветочка» в отличие от хитрых сестриц находит своё счастье в безвыходном положении. Почему? Потому что эти герои идут правдивым путём, который подсказывает им их сердце, их совесть. Таковы русские сказки.

Рекламное сообщение     

В наше сложное время заметно ослабевает влияние исконно русских традиций на молодое поколение. Мы наблюдаем угасание интереса к семейной традиции – чтение книг детям вслух. На смену пришли бесконтрольный просмотр мультфильмов, электронные игры. Появляется литература, в том числе и сказки, с размытыми понятиями добра и зла, воспевается эгоизм и самолюбование. Кто как не мы, педагоги, должны воспитывать наших детей в исконно русских традициях, используя как средство достижения этой цели сказку. И мы стараемся работать в этом направлении. У нас есть такая возможность, в отличие от родителей мы обладаем достаточными знаниями, которые иногда не задумываются о воспитании и нравственном здоровье ребёнка, стараясь им прежде всего обеспечить материальные блага.

В своей группе мы много работаем над проблемами воспитания детей с помощью художественной литературы, рассматриваем вопросы сказкотерапии. Заранее готовимся к прочтению, проводим предварительную беседу с малышами. Надо читать выразительно, эмоционально и обязательно наблюдать за их реакцией при чтении. В сказках есть важная особенность – образность языка, которая облегчает их восприятие детьми. В народной сказке не только яркие и живые образы, но и тонкий юмор. В целом сказку отличает устойчивая поэтика, выразительность и меткость её языка. Особенно нравится детям, что в сказках страдания героя высокой нравственной силы непременно заканчиваются, и ребёнок ждёт этого момента и радуется.

Общеизвестно, что народ, не передающий культурное наследие из поколения в поколение, – народ без будущего. Таким проводником из прошлого в будущее является и наша сказка. Через неё мы должны воспитывать в детях те нравственные понятия, которые были присущи нашим прародители и составляют русский национальный характер.

Список литературы:

  1. Лихачев Д.С. Заметки о русском. – М.: Сов. Россия, 1984.- 64с.
  2. Вьюнов Ю.А. Слово о русских. М.: ИКАР, 2002. – 293с.
  3. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М. Просвещение, 2003. – 78с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь