Эколого-логопедический досуг «Разноцветная сказка» для детей старшей группы с нарушениями речи

0
3691

Конспект досуга разработали

учителя-логопеды:

                                                                                            Мараханова Г.Ю.

                                                                                            Ярославцева А.Г.

 

Детский сад «Марьинский» находится в экологически чистом уголке Подмосковья  на территории старинного липового парка имения Фонвизиных. Мы обладаем прекрасной ухоженной территорией в 2 га. Поэтому экологическое направление всегда было нашим приоритетом.

материалы в печатный сборник 

В 2017 году мы стали победителями конкурса на присвоение звания региональной инновационной площадки Московской области РИП-2017 по теме «Формирование развивающей предметно-пространственной среды экологической направленности «Дом природы на ладошке».

Открылись большие возможности для коррекционной работы для детей с ОВЗ. 

Хотим предложить конспект эколого-логопедического досуга «Разноцветная сказка» для детей старшего возраста.

 

Коррекционно-образовательные цели. Обобщить знания детей по теме «Осень».Активизировать словарь, упражняя в подборе слов – признаков к слову «осень». Совершенствование грамматического строя речи (учить образовывать существительные в родительном падеже с предлогом с, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, согласование числительных с существительными)

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей  моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:  листья клена, яблони, липы, дуба, березы, осины, рябины;  корзинка с шишками и каштанами; письмо Лесовичка.

 

 

                    ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент. (Дети входят в экологическую зону леса)

Логопед: «Сегодня мы отправимся в увлекательную  экскурсию в лес».

Учитель – логопед читает  стихотворение:

« Осень на опушке

Краски разводила.

По листве тихонько

Кистью проводила.

Пожелтел орешник,

И зарделись клены,

В пурпуре осинки,

Дубы золочены.

Приглашает осень:

«Посмотрите, дети,

Разноцветье леса!

Чудеса какие!»

 

Логопед:  «Сегодня мы пригласили вас, чтобы полюбоваться разноцветной сказкой осеннего леса и еще раз восхититься ее разнообразием и необычностью».

Логопед: А какой бывает осень?(Дети подбирают слова – признаки к слову «осень», называя ее золотой, пасмурной, щедрой…)

Логопед: « А теперь давайте прислушаемся к осени.Какие звуки вы слышите?

(Звуки осени: шуршание листьев, ветер, голоса птиц)

Логопед: Какие запахи почувствовали? (прелой листвы, пряной травы, дыма)

Логопед: А вы знаете, что осень имеет свой цвет?Правильно! Цвет осени – это цвет осенних листьев. Давайте рассмотрим листочки

Логопед: Выберите себе листочек, который вам понравился (спросить, почему выбрал именно этот листок)

Дыхательное упражнение

Логопед: Листочек положили на ладошку и напоминаю, что дуть нужно плавно, медленно, воздух вдыхаем носом, выдыхаем ртом не спеша.

Игра «Разноцветные листья»

Логопед: Вы узнали с какого дерева ваш листик?Покажите и назовите  (дети показывают и называют деревья)

Логопед: А теперь покажите и назовите с какого дерева упал листик и вспомните какой это листок.

Ребенок. Этот листок упал с клена. Это кленовый листок. И т.д.

Логопед: Молодцы!  Хорошо справились.

Игра «Посчитай»

Логопед: А теперь, дети, давайте посчитаемкусты, пни, листья, деревья, ветки…

Дети: Один кленовый лист, два кленовых …. пять кленовых листьев;

  Один ореховый куст…… пять ореховых кустов

Один дубовый пень…… пять дубовых пней

  Одно осеннее дерево…. пять осенних деревьев

одна  еловая ветка…. пять еловых веток

 

Подвижная игра «Листья»

Логопед: Давайте представим, что вы превратились в осенние листья.

Дети выполняют упражнение.

Листья осенние тихо кружатся,              Кружатся, расставив руки в стороны

Листья нам под ноги тихо ложатся.        Приседают

И нам под ногами шуршат, шелестят     Движения руками влево-вправо

Будто опять закружиться хотят.             Кружатся на носочках

Нищева Н.

Игра «Составь узор»  Составляем с детьми узоры из разноцветных листьев на асфальте

 

Игра «Кто быстрей ответит?»

Логопед: Кто является обитателями леса?

Дети:

Звери: лиса, волк, медведь, олень, лось, белка, куница, кабан, ежик

– Кто укладывается спать на всю зиму?

– Кто меняет на зиму шубку?

– Кто делает запасы на зиму?

– Кто  зимует под листвой, в коре деревьев?

Упражнения на развитие артикуляционной моторики «Лесные звери»

Логопед: Молодцы! А теперь давайте изобразим диких животных в осеннем лесу с помощью губ, языка, щек, щек. (Предлагается индивидуальный и подгрупповой показ артикуляционных упражнений)

Упражнения для губ и щек

Фыркающий еж  (Вибрировать губами)

Трусливый зайчик (поднять верхнюю губу, обнажить верхние зубы)

Сердитый волк  (оттянуть нижнюю губу, обнажить нижние зубы)

Упражнения для языка

Белочка, собирающая грибы большие и маленькие (язык присосать к небу(«Грибок»), открывать и закрывать рот, не отпуская его)

Мишка, облизывающий мед (Язык «Чашечкой», облизать верхнюю губу)

Логопед: Кто еще живет в лесу?

Птицы: сова, филин, кукушка, дрозд, дятел, сорока

Упражнение на развитие слухового внимания «Дятел и птенцы»

с воспроизведением ритмического рисунка 

Логопед: В лесу можно часто увидеть лесного доктора – дятла

Логопед: Как он лечит? (Он стучит по дереву, ищет насекомых).

Вы слышали стук дятла в лесу? (дети показывают артикуляционное упражнение «Дятел»)

Давайте поиграем в игру «Дятел и птенцы». Я буду стучать язычком по бугоркам за верхними зубами, как дятел (Д), а вы будете за мной повторять:    ДД;  ДДДД; ДД  Д;   Д   ДД;  ДДД;

 

Логопед: Отгадайте загадку про еще одного лесного зверька:

На спине иголки

Острые и колкие.

А свернется он в клубок-

Нет ни головы, ни ног

 

Упражнение«Ежики-шишки»

Логопед: Посмотрите, к нам пришли ёжики и хотели бы с нами поиграть! (Берем ёжики – шишки из корзинки). Давайте мы возьмем по одной шишке в руку.

(Пальчиковая гимнастика с природным материалом)

 

Мячик-ежик мы возьмем, (берем шишку)

Покатаем и потрём (катаем между ладошек)

Ручкой ежика прижмем.

(Проговариваем 2 -3 раза)

Логопед: Дети, как называются эти плоды и с какого они дерева?

А теперь поиграем с каштанами

Упражнение «Каштаны»

Логопед:  Держите каштаны крепко, катайте их вокруг друг друга, старайтесь не уронить.

Дети.          Каштаны в ладошке я крепко держу,

                   Каштаны в ладошке кручу и верчу.

                   Я ловко катаю каштаны  в ладошке,

                   Они убегают, как мышки от кошки.

Логопед: Вы были очень ловкими и не уронили каштаны.

Логопед: Отдохнули? А теперь в путь  (логопед подводит детей к дереву с дуплом).   Дети, какое интересное дупло, а в нем что-то лежит? Это письмо от  старичка-лесовичка (логопед читает письмо)

Логопед: Старичок-лесовичок написал, что очень любит лес, волнуется и спрашивает, знаете ли вы правила поведения в лесу.

Дети: В лесу нельзя:

– громко говорить (кричать)

– включать громко музыку

– рвать с корнем цветы, грибы

– ломать ветки деревьев

– разжигать костры

– разорять гнезда, муравейники

– оставлять за собой мусор

– разбивать стеклянную посуду

 

Логопед: Молодцы!  Лесовичок будет очень рад.

Логопед: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень? (Ответы детей)

Игра «Если осень не придет?»

  • Никогда бы не было коротких дней.
  • Не смогли надеть осеннюю одежду.
  • Не увидели золотую листву.
  • Не наблюдали за цветными листьями.
  • Не было бы листопада.
  • Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.
  • Не успели бы улететь птицы на юг.
  • Не было бы туманов.
  • Не летали бы серебряные нити паутины.
  • Не смогли бы поесть сладкой рябины.
  • Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.
  • Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
  • Не убирали бы богатый урожай в огородах.
  • Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
  • Не лил бы осенний моросящий дождь.

Итог (Оценка работы детей)

Логопед: Куда мы сегодня ходили? О чем мы говорили? Что понравилось больше всего? Логопед оценивает  каждого ребенка.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь