Пожидаева Мария Викторовна
музыкальный руководитель
Сергеева Ольга Геннадиевна
Василева Валентина Василева
воспитатели
МБДОУ «Незнамовский ДС «Боровичок»
Старооскольского ГО
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
В декабре 2017 года на Всероссийском собрании «Форум Добровольцев» Президент России объявил 2018 год – годом волонтера и добровольца. В России волонтерство в современном понимании начало формироваться только конце 80-х начале 90-х гг. ХХ века. Сегодня оно отражено в таких документах: Конституция РФ (1993 г.), Гражданского кодекса РФ (1995г.), Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.), Закон РФ «Об общественных объединениях» (1995 г.), проект Федерального Закона «О филантропии, меценатстве и волонтерстве», Концепция “содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества”, которые разработаны Союзом благотворительных организаций России. Отмечено, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики. Идеи о воспитании общественной активности подрастающего поколения отражены в трудах А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко. Современные теоретико-методологические подходы к развитию социальной активности молодежи отражены в работах М.И. Рожкова, в отечественной науке появляется все больше исследований, в которых явление социальной личности рассматривается в контексте социализации (М.В. Поддубная, М.В. Демиденко и др.).
Актуальность данной темы заключается в приобщении детей к миру животных и воспитанию экологически культурных личностей.
Цель: Формирование экологической культуры воспитанников ДОУ на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность воспитанников, педагогов и родителей в благоустройстве участка и прилегающих территорий, изучение родной природы, совмещенное с экскурсиями и экологическими акциями.
Модернизация образования требует от педагогов работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития.
Развиваться – это значит применять инновационные технологии. Технология эффективной социализации или «волонтерство» компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу и является инновационной.
Новизна технологии состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.
Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности (период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения), для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и является стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей. На заседании творческого совета педагогов было решено попробовать внедрить волонтерское движение в детском саду. Так родился волонтерский проект для детей старшего дошкольного возраста «Юные волонтеры – друзья природы». Авторами данного проекта стали: воспитатели Сергеева Ольга Геннадьевна, Василева Валентина Василева и музыкальный руководитель Пожидаева Мария Викторовна. В реализации данного проекта активными участниками были дети, воспитатели, работающие в группах и родители.
В нашем дошкольном учреждении постоянно идет поиск новых форм работы по формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической культуры взрослых. Одной из таких форм работы является экологическая волонтёрская деятельность дошкольника.
Перед нами встала задача, сделать экологическое волонтерство интересным, привлекательным, полезным для ребят, чтобы они были активны на всех этапах деятельности. Нами были разработаны и проведены следующие мероприятия в рамках проекта: «Что такое волонтерство» (беседа), «Осень без дыма» (акция), «Покормите птиц» (экскурсия), «Экологический десант» (всероссийский урок), «День чистоты» (совместная деятельность с родителями), «Оставим ёлочку в лесу» (консультация для родителей).
Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи.
Экологическая волонтёрская деятельность дошкольника это:
- посадка цветов и деревьев;
- благоустройство и обустройство дворов, игровые площадки своих возрастных групп и групп младшего дошкольного возраста;
- помощь животным и птицам;
- экологические акции, уборка мусора и загрязнений;
- пропаганда здорового образа жизни; и др.
Наш детский сад заинтересовался данной идеей, но перед тем, как создать волонтёрский отряд мы познакомились с понятиями «волонтер», «волонтерский отряд». С детьми были проведены беседы о том, кто такие волонтёры, чем они занимаются, какими обладают качествами, что значит волонтёрская деятельность. Первой волонтерской акцией стала «Осень без дыма», была проделана большая работа с детьми. В результате, которой были сделаны листовки, плакаты. Дети проводили беседы с людьми о том, что не нужно сжигать остатки травы и листвы.
В последнее время люди все больше осознают окружающую среду, в которой мы живем, и необходимость обеспечения ее безопасности и пригодности для проживания для настоящего времени и будущих поколений. Поэтому ежедневно появляется множество программ экологического волонтерства, чтобы дать людям возможность внести свой вклад в то, чтобы сделать наш мир более безопасным. У нас только один мир, и нам нужно обеспечить безопасность для всех нас. Если вы хотите сделать мир лучше начните с себя, будьте примером для ваших детей.
Нормативные источники:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением некоторых положений, вступивших в силу со дня официального опубликования (30 декабря 2012) или вступающих в силу позднее (с 1 января 2014 года)/СПС Консультант Плюс.
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об охране окружающей среды»/СПС Консультант Плюс
Учебная литература:
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И.Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М., 2004
- Рыжов Н.А. Программа «Наш дом – природа». – М.: ООО «Карапуз-дидактика», 2005.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Том I. – М.: Просвещение, 2007.
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru