Попова Саргылана Семеновна, Протопопова Мария Андреевна воспитатели МБДОУ «Детский сад «Хомус» с.Хатас «Намский улус» Республика Саха (Якутия)»
Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна.В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству, своей республике и своему улусу.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
·воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
·формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
·развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
·участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
В современном образовании используются новые педагогические технологии и подходы, успешно внедряются методы развивающего обучения. Одним из таких методов является метод проектов, в процессе которого ребенок становится активным участником учебного процесса, вступает в диалог с педагогом.
Поэтому мы, рассматривая метод проектов, как один из самых эффективных способов достижения дидактической цели, разработали проект «Экологическая тропа «Ыллыкчаан». Разработка проекта должна завершаться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Таков результат очень важен для детей дошкольного возраста.
Цель: Создание экологической тропы обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирования экологической культуры и любви к природе
Задачи:
1.Формирование поисково–исследовательской деятельности и интеллектуальной инициативы, посредством проектного метода и экологической тропы
2.Развитие инициативности, любознательности у детей, обогащение и систематизация знаний детей посредством экологической тропы;
3. Формирование знаний об объектах живой и неживой природы, воспитания бережного отношения ко всему живому на Земле и способствование познавательного развития ребенка, формирования нравственных качеств, расширения кругозора знаний об особенностях живой и неживой природы родного края.
Участники проекта: дети группы, родители, педагоги ДОУ.
Этапыпроекта:
1. Подготовительный — постановка цели и задач, определениеметодов исследования, подготовительная работа с родителями и детьми, выбор и подготовка оборудования и материалов.
2. Собственно исследовательский — поиск ответов на поставленные вопросы.
3. Заключительный — обобщение результатов работы, их анализ,
Ожидаемые результаты реализации проекта:
-воспитание в детях бережного отношения к природе посредством правил безопасного поведения в лесу;
-участие детей в интеллектуальных конкурсах разного уровня.
-повышение коммуникативного интереса;
-повышение интереса родителей к заявленной проблеме и повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания
Реализация проекта:
-Проведение экскурсии по «Экологической тропе»;
-изготовление карточек – символов по правилам безопасного поведения в лесу;
-организация выставки поделок из природного материала
-оформление информационного стенда «Чем мы можем помочь природе?»;
проведение бесед, дидактических и подвижных игр;
-проведение организованной образовательной деятельности по рисованию, аппликации и ручному труду;
-организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Путешествие в волшебный лес»;
-оформление проекта, подготовка презентации проекта.
-проведение презентации проекта с организацией выставки поделок, с демонстрацией книги «Правила поведения в лесу».
Проведение природоохранных акций:
-«Защитники природы»;
-«Я и природа»
-Экскурсия в лесопарковую зону;
-Трудовой десант по уборке лесопарковой территории;
-Копилка идей по защите природы;
-Изготовление и установка знаков, призывающих людей не загрязнять окружающую природу;
-Создание плаката экологической направленности (совместно с родителями);
-Изготовление и установка кормушек для птиц;
-«Поможем дереву»
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Список литературы:
1.[Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», Москва 2001].
2.[Иванова, А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / А.И. Иванова. – ТЦ Сфера. – 2006].
3.[Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. – №3]
4.[Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников. – М.: Просвещение, 2006-240 с].
5.[Прохоровой Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников/под ред. М.: Аркти, 2003].