Эко-волонтёрская деятельность дошколят  

    акция «Мой зелёный дом»

0
824

Немухина Анна Витальевна, воспитатель
Беляева Наталья Ивановна, воспитатель
Болтенкова Елена Андреевна, инструктор по физической культуре
Винникова Лидия Владимировна, музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 33 «Снежанка» Старооскольского городского округа

Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”

 

«Чтобы поверить в добро, надо его делать». Л.Н. Толстой.

 

В период дошкольного детства закладываются начала взаимодействия с природой, при помощи старших, дошкольник начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

        Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?

       Ребенок дошкольного возраста, как губка впитывает впечатления, знания, стили поведения воспитателя, работающего с ним. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед воспитателями дошкольного образования задачу поиска универсальных средств, методов и приемов экологического воспитания в современных условиях.

материалы в печатный сборник 

      В нашем дошкольном учреждении постоянно идет поиск новых форм работы по формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической культуры взрослых. Одной из таких форм работы является  эко – волонтёрская деятельность дошкольника.

       В рамках муниципального марафона социально-значимых акций в ДОУ № 33 «Снежанка»  была проведена волонтерская  экологическая  акция «Мой зеленый дом».

      В реализации акции участвовали   педагоги, дети и родители. Целью акции являлось углубление экологических знаний   и   формирование у них чувства ответственности за состояние окружающей среды.

     Участники акции поставили перед собой следующие задачи: способствовать систематизации представлений детей о  многообразии окружающей природы; формированию эмоционально-положительного отношения и познавательного интереса к различным объектам и явлениям природы; проявлению радости, восхищения и удивления от соприкосновения с красотой природы; способствовать пониманию роли человека в природе, восприятию его как части природы; развитию способности и желания отображать впечатления от общения с природой в изобразительной деятельности.

Наш детский сад находится в уникальной природной зоне, сама природа создала разные виды ландшафтов. Рядом с МБДОУ расположен  «лесопарк». На территории детского сада создана  малая экологическая тропа.   Она помогает понять ребенку общую связь живого организма с внешней средой, поскольку решает многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи. В экскурсиях и наблюдениях на экологической тропе, прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях природы, которые его окружают.

Реализацию  волонтерской акции  мы начали с работы с родителями. Провели  анкетирование  по теме: «Экологическое образование в семье» с целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

  •  Провели беседы с детьми «Береги природу», «Природа нашего города», «Как вести себя в лесу?».
  • В начале провели работу по  благоустройству участков детского сада, привлекая к работе не только детей, но и их родителей.
  • Затем  была проведена игра  – викторина «Красная книга родного края».
  •  После  прогулки  дети  лепили на картоне свое любимое дерево.
  • По утрам много читали экологических рассказов, разучивали стихотворения, рассматривали иллюстрации, картинки.

Экологическая викторина «Защитники природы» многому научила юных волонтеров. Мы закрепили  знания о бережном отношении ко всему живому и не живому, о правилах поведения в лесу, поле, на водоеме, изучали запрещающие  знаки природы.

Детям очень нравятся прогулки  по  экологической  тропе. Во время, которых расширяется представление детей о  сезонных  изменениях в природе,   формируется бережное отношение к окружающей природе.

В связи с этим  также была проведена  экскурсия в лесопарковую зону «Лето в лесу».  Там ребята в ходе наблюдений узнали много интересного и познавательного.

Очень понравилась ребятам  исследовательская деятельность –  это рассматривание деревьев, кустарников на прогулке, их отличительные особенности.

В рамках акции была создана агитбригада «Дошколята – эколята», малыши сами распространяли листовки «Куда можно сдать мусор в Старом Осколе», пытаясь объяснить взрослым, как важно содержать город в чистоте. Дети проводили беседы с людьми о том, куда после отдыха   надо убирать мусор и почему.

      Далее, в ходе акции «Мой зеленый дом»  на занятии детьми  была сделана аппликация «Божьи коровки», затем юные экологи  рисовали «Цветы на лугу», продолжая  совершенствовать умение   замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи, закрепляли знания, полученные от увиденного на экскурсия и прогулках.

В завершение волонтерской  акции «Мой зеленый дом», совместно с родителями  было проведено музыкальное развлечение «Экологическая мода».

        Мы отметили для себя положительные стороны и влияние всего происходящего в волонтерской группе. Дети овладели культурными средствами общения, способами деятельности, проявляя инициативу и самостоятельность.  У них формируется  положительное отношение к миру, к разным видам труда, повышается собственная самооценка.

      Ребёнок постепенно приходит к тому, что способен договориться, учесть интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, умеет разрешать возникающие противоречия и конфликты внутри группы. У некоторых дошкольников проявляются лидерские качества, а у других закладываются исполнительские черты в достижении совместно поставленной цели.  Здесь и сейчас у детей формируются и закладываются представления о добре и зле, стандартизируются ценностные ориентиры в социуме.

       Для детей очень важно получить положительную оценку своих действий, что они трудолюбивы, доброжелательны к окружающему миру и людям,  бережно относятся к  природе. У них развивается милосердие, отзывчивость, формируется потребность в здоровом образе жизни.  Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместные организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

      Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека. Мы считаем, что именно участие в эко – волонтерском движении станет для каждого ребёнка в будущем фундаментом становления личности

 

 

Скачать (PDF, 2.91MB)

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь