«История Руси»

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе

Быковская Виктория Николаевна
Полохало Ольга Владиславовна
воспитатели
Нестерова Наталия Геннадиевна 
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол, Белгородская область

 

Материал – участник Всероссийского профессионального конкурса учебно-практических и методических материалов «История и культура России – детям»

НАЗВАНИЕ – «История Руси» – конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе
НОМИНАЦИЯ  – методическая разработка

Цель: Воспитание уважительного отношения к великому прошлому России.

Задачи:

  • Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси православной; способствовать проявлению интереса к историческим событиям и людям, прославивших Россию.
  • Воспитывать в детях положительное отношение и уважение к славной жизни наших предков, желание стать наследниками их традиций.
  • Развивать историческую память детей, познавательные способности.
  • Активизировать в речи слова-понятия: предки, потомки, славяне, идолы, дружина, рать, рыцари, крестоносцы, полководец.

Материалы и оборудование:

  • установка мультимедиа;
  • презентация «Отечественная война 1812 года»;
  • аудиозапись песни о Родине священника И.Литвак;
  • игрушки мышка и щенок;
  • иллюстрации о Родине;
  • дидактическое пособие «Лента времени»;
  • карточки к дидактической игре «Найди пару»;
  • барабан;
  • детские головные уборы: кивера и капоры;
  • раздаточный материал для художественно-продуктивной деятельности.
Рекламное сообщение  

Предварительная работа:

  • Чтение книг: энциклопедия «Справочник дошкольника по Истории»; рассказы из серии книг о святых «Сергий Радонежский», «Дмитрий Донской», «Александр Невский»; поэма «Зодчие».
  • Разучивание стихотворений о Родине.
  • Слушание в аудиозаписи «Сказание о святом благоверном князе Александре Невском» автор И.Литвак.
  • Просмотр мультфильма «Лебеди Непрядвы».
  • Рассматривание репродукций картин, фотографий, исторических карт по истории Руси.

Ход образовательной деятельности:

Под  аккомпанемент  «Песни о  Родине» в исполнении автора И.Литвак  дети входят в зал.
Воспитатель:
Наша сегодняшняя беседа посвящена дорогой для каждого человека теме. Вы, конечно, догадались, что речь пойдёт о нашей Родине. Родина на древнерусском языке – это семья. Внимание, приготовьте пальчики, начинается игра.
                                     Пальчиковая игра «Родина»

У меня есть огромная семья:  (дети кладут свои ладошки на ладонь педагога)
И тропинка, и лесок,      (пальцы сжать в кулак и поочерёдно поднимать их,
начиная с мизинца)

В поле каждый колосок.
Речка, небо голубое –

Это всё моё родное.        (пальцы сжаты в замок)

Всех люблю на свете я – (вращать, соединёнными ладошками вверху)

Это – Родина моя!           (обнять себя за плечи, скрестив руки на груди)

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вместе ответим на вопрос: «Что такое Родина?»

Педагог обобщает ответы детей:

  • Родина – это наша страна Россия, в которой мы родились и живём.
  • Это земля, на которой жили наши предки и защищали её от врагов.
  • Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
  • Это святыни, которые делают нашу Родину святой.
  • Родина – это наш город Старый Оскол.
  • Родина – это место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
  • Это место, где стоит наш детский сад.
  • Родина – это земля, по которой скучают люди, находясь вдалеке от неё.

Воспитатель:  А вы знаете, как раньше называли нашу страну?
Дети: Русь.
Воспитатель: А людей, которые жили на Руси?
Дети:  Русичи.

Воспитатель: Дети, откуда мы, современные россияне, можем узнать о том, как жили на Руси прежде?

Дети: (дети размышляют, отвечают)

Воспитатель: Правильно, об этом рассказывают детям родители.
Можно прочитать в книгах, например, в «Повести Временных лет», которую написал летописец Нестор, а сохранили её в монастыре.
В музее познакомиться  с предметами, которые находят во время раскопок археологи и строители. Увидеть на старых фотографиях, картинах художников.

Дети, снова у нас в гостях ваши друзья – мышка Шуршуня и щенок Бобик. Как они узнавали об истории Руси?

Дети: Путешествовали на « Машине времени».

Воспитатель: Да, они не раз бывали у наших предков, а по возвращении знакомили и вас с историей Руси. На основе их путешествий мы составили Ленту времени.

Рассматривают иллюстрации на дидактическом пособии
Лента времени

Все кадры мы с вами наклеили в определённой последовательности. Почему  изображение  древних славян  – в начале Ленты?

Дети: Потому что древние славяне – наши предки. Это первые жители  тех земель, где сейчас находится наша страна.

Воспитатель: Расскажите, чем они занимались, где жили, как строили для себя жилище, что значит «дымная» избушка?

Дети: Жили славяне в деревнях, вблизи рек и лесов. Строили деревянные дома, дым выходил не в трубу, а в дыры под крышей. Чтобы прокормить семьи,  занимались они охотой, рыбалкой.  Дома они были добрые и заботливые,  а на войне – непокорные, непримиримые.

Воспитатель: Почему у славян в деревнях не было храмов?

Дети: Они не знали православной веры, были язычниками. Вместо храмов устанавливали статуи идолов.

(показ соответствующего кадра на Ленте времени)

Воспитатель: А когда же появились на Руси первые православные храмы?

(показ следующего кадра о Киевской Руси)

Дети: Когда Русь стала называться Киевской Русью. Князь Владимир Красное Солнышко пригласил священников и всех людей окрестили в реке Днепр.

Воспитатель: Более тысячи лет прошло после принятия Православной Веры. Русские люди узнали об учении Иисуса Христа. Появилось много православных храмов.

Воспитатель: Ребята, Шуршуня и Бобик приготовили для вас задание. Они хотят проверить, хорошо ли вы усвоили, какие предметы относятся к прошлым векам, а какие к настоящему времени. Возьмите по одной карточке.  Возле Шуршуни собираются дети, у кого карточки с древними предметами. А возле Бобика – те, у кого карточки с современными предметами.

Игра «Найди пару»

Воспитатель: Много раз враги и с запада и с востока грозили нашей Родине и хотели захватить её. Их привлекали бескрайние просторы и богатства нашей земли. Кто защищал наше Отечество?

                (показ кадров о Ледовом побоище и Куликовской битве)

Воспитатель: С кем сражалась дружина князя Александра Невского? Как он  готовился к битве? Какие важные слова он сказал своим воинам перед битвой? Что защищал князь?

Дети: (воевал со шведами, крестоносцами, татаро-монголами; всегда молился и брал благословение; «Не в силе Бог, а в правде»; защищал православную веру)

Воспитатель: За какую Великую победу московского князя Дмитрия прозвали Донским?  Какая стала Москва при Дмитрии Донском? Почему Дмитрий  принял решение биться с татарами не в Москве, а за рекой Дон?  У кого он брал благословение на эту битву?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Давайте посвятим нашей Святой Руси и её героям стихотворение С. Никулина.  «Отечество моё!»

Отечество мое,  Россия!
В тебе дух старины живет.
И не одна еще стихия
Не победила твой народ.

Из тьмы веков Ты восставала
И становилась все сильней.
Святая Русь – твое начало
И Преподобный Сергий в ней.

Христианин! Об этом помни:
Отчизна – мать, её храни!
Молись за Русь! Ведь нет ей ровни.
В ней вера предков, как гранит.

Воспитатель: Лента времени пополнилась новыми  кадрами. Недавно наши друзья  вернулись из интересного путешествия. Они побывали в 1812 году. Садитесь удобнее, начинается новая история.

Презентация «Отечественная война 1812 года»

Воспитатель: А не хотите ли вы, ребята, почувствовать себя пехотинцами Старооскольского  полка и барышнями того времени. Мальчики наденьте кивера, а девочки – капоры.  Полк,  по улицам Парижа за командиром шагом марш!

Физминутка

Маршировка под барабанную дробь и полковую песню

Старооскольского полка:

Льется песня удалая,
Новоторжский полк идет,
Про походы вспоминая,
Он про славу песнь поет.

Славу эту нам стяжали
Наши деды и отцы
Те, что прежде назывались
Стар-Оскольцы молодцы.

Стар-Оскольцы имя славно
И известно было встарь,
Старшинство же их недавно
Новоторжцам отдал Царь.

 Воспитатель: После войны 1812 года прошло 210 лет, но русские люди до сих пор вспоминают  полководца М.И.Кутузова. И, может быть, ещё сотни лет пройдут, а имя Кутузова будет повторяться с любовью и благодарностью. Почему эта война называлась Отечественная? На кого вам хотелось быть похожими? Что  вам запомнилось и понравилось в полководце М.И.Кутузове?

Дети(он спас Родину; заботился о своих солдатах, прославил Россию на весь мир; показал, что Россия непобедима; он очень умный, придумывал всякие хитрости и  др.)

Воспитатель: Ребята, а почему в честь каждой победы у нас на Руси строили церкви?

Дети: (так люди  благодарят  Бога за помощь;  чтобы ходить в храмы молиться и поминать погибших, павших на полях сражений и др.)

 Воспитатель: «Стар-Осколцы» молодцы, а теперь вам предстоит потрудиться. Подойдите к столам. Здесь есть всё необходимое для изготовления таблички с новым  названием улицы. Постарайтесь, когда будете выполнять свою работу. Пусть все таблички будут разные.

Художественно-продуктивная деятельность

Воспитатель: Молодцы,  хорошо потрудились. Возможно, вашу табличку установят на домах этой улицы в нашем городе. И будет она всем напоминать о славной победе  русских людей в Отечественной войне 1812 года.

Вам понравилось сегодняшнее путешествие? (ответы детей)
Сегодня мы вспоминали о двух ратных полях: о Куликовом и Бородинском. А вы знаете ведь, есть ещё и третье ратное поле – Прохоровское.  И находится оно на нашей Белгородской земле. Вам хотелось бы узнать о нём? Вот и попросим Шуршуню и Бобика побывать в том времени и рассказать новую историю.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь