Быковская Виктория Николаевна
Полохало Ольга Владиславовна
воспитатели
Нестерова Наталия Геннадиевна
педагог-психолог
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол, Белгородская область
Материал – участник Всероссийского профессионального конкурса учебно-практических и методических материалов «История и культура России – детям»
НАЗВАНИЕ – «История Руси» – конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе
НОМИНАЦИЯ – методическая разработка
Цель: Воспитание уважительного отношения к великому прошлому России.
Задачи:
- Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси православной; способствовать проявлению интереса к историческим событиям и людям, прославивших Россию.
- Воспитывать в детях положительное отношение и уважение к славной жизни наших предков, желание стать наследниками их традиций.
- Развивать историческую память детей, познавательные способности.
- Активизировать в речи слова-понятия: предки, потомки, славяне, идолы, дружина, рать, рыцари, крестоносцы, полководец.
Материалы и оборудование:
- установка мультимедиа;
- презентация «Отечественная война 1812 года»;
- аудиозапись песни о Родине священника И.Литвак;
- игрушки мышка и щенок;
- иллюстрации о Родине;
- дидактическое пособие «Лента времени»;
- карточки к дидактической игре «Найди пару»;
- барабан;
- детские головные уборы: кивера и капоры;
- раздаточный материал для художественно-продуктивной деятельности.
Предварительная работа:
- Чтение книг: энциклопедия «Справочник дошкольника по Истории»; рассказы из серии книг о святых «Сергий Радонежский», «Дмитрий Донской», «Александр Невский»; поэма «Зодчие».
- Разучивание стихотворений о Родине.
- Слушание в аудиозаписи «Сказание о святом благоверном князе Александре Невском» автор И.Литвак.
- Просмотр мультфильма «Лебеди Непрядвы».
- Рассматривание репродукций картин, фотографий, исторических карт по истории Руси.
Ход образовательной деятельности:
Под аккомпанемент «Песни о Родине» в исполнении автора И.Литвак дети входят в зал.
Воспитатель: Наша сегодняшняя беседа посвящена дорогой для каждого человека теме. Вы, конечно, догадались, что речь пойдёт о нашей Родине. Родина на древнерусском языке – это семья. Внимание, приготовьте пальчики, начинается игра.
Пальчиковая игра «Родина»
У меня есть огромная семья: (дети кладут свои ладошки на ладонь педагога)
И тропинка, и лесок, (пальцы сжать в кулак и поочерёдно поднимать их,
начиная с мизинца)
В поле каждый колосок.
Речка, небо голубое –
Это всё моё родное. (пальцы сжаты в замок)
Всех люблю на свете я – (вращать, соединёнными ладошками вверху)
Это – Родина моя! (обнять себя за плечи, скрестив руки на груди)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вместе ответим на вопрос: «Что такое Родина?»
Педагог обобщает ответы детей:
- Родина – это наша страна Россия, в которой мы родились и живём.
- Это земля, на которой жили наши предки и защищали её от врагов.
- Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
- Это святыни, которые делают нашу Родину святой.
- Родина – это наш город Старый Оскол.
- Родина – это место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
- Это место, где стоит наш детский сад.
- Родина – это земля, по которой скучают люди, находясь вдалеке от неё.
Воспитатель: А вы знаете, как раньше называли нашу страну?
Дети: Русь.
Воспитатель: А людей, которые жили на Руси?
Дети: Русичи.
Воспитатель: Дети, откуда мы, современные россияне, можем узнать о том, как жили на Руси прежде?
Дети: (дети размышляют, отвечают)
Воспитатель: Правильно, об этом рассказывают детям родители.
Можно прочитать в книгах, например, в «Повести Временных лет», которую написал летописец Нестор, а сохранили её в монастыре.
В музее познакомиться с предметами, которые находят во время раскопок археологи и строители. Увидеть на старых фотографиях, картинах художников.
Дети, снова у нас в гостях ваши друзья – мышка Шуршуня и щенок Бобик. Как они узнавали об истории Руси?
Дети: Путешествовали на « Машине времени».
Воспитатель: Да, они не раз бывали у наших предков, а по возвращении знакомили и вас с историей Руси. На основе их путешествий мы составили Ленту времени.
Рассматривают иллюстрации на дидактическом пособии
Лента времени
Все кадры мы с вами наклеили в определённой последовательности. Почему изображение древних славян – в начале Ленты?
Дети: Потому что древние славяне – наши предки. Это первые жители тех земель, где сейчас находится наша страна.
Воспитатель: Расскажите, чем они занимались, где жили, как строили для себя жилище, что значит «дымная» избушка?
Дети: Жили славяне в деревнях, вблизи рек и лесов. Строили деревянные дома, дым выходил не в трубу, а в дыры под крышей. Чтобы прокормить семьи, занимались они охотой, рыбалкой. Дома они были добрые и заботливые, а на войне – непокорные, непримиримые.
Воспитатель: Почему у славян в деревнях не было храмов?
Дети: Они не знали православной веры, были язычниками. Вместо храмов устанавливали статуи идолов.
(показ соответствующего кадра на Ленте времени)
Воспитатель: А когда же появились на Руси первые православные храмы?
(показ следующего кадра о Киевской Руси)
Дети: Когда Русь стала называться Киевской Русью. Князь Владимир Красное Солнышко пригласил священников и всех людей окрестили в реке Днепр.
Воспитатель: Более тысячи лет прошло после принятия Православной Веры. Русские люди узнали об учении Иисуса Христа. Появилось много православных храмов.
Воспитатель: Ребята, Шуршуня и Бобик приготовили для вас задание. Они хотят проверить, хорошо ли вы усвоили, какие предметы относятся к прошлым векам, а какие к настоящему времени. Возьмите по одной карточке. Возле Шуршуни собираются дети, у кого карточки с древними предметами. А возле Бобика – те, у кого карточки с современными предметами.
Игра «Найди пару»
Воспитатель: Много раз враги и с запада и с востока грозили нашей Родине и хотели захватить её. Их привлекали бескрайние просторы и богатства нашей земли. Кто защищал наше Отечество?
(показ кадров о Ледовом побоище и Куликовской битве)
Воспитатель: С кем сражалась дружина князя Александра Невского? Как он готовился к битве? Какие важные слова он сказал своим воинам перед битвой? Что защищал князь?
Дети: (воевал со шведами, крестоносцами, татаро-монголами; всегда молился и брал благословение; «Не в силе Бог, а в правде»; защищал православную веру)
Воспитатель: За какую Великую победу московского князя Дмитрия прозвали Донским? Какая стала Москва при Дмитрии Донском? Почему Дмитрий принял решение биться с татарами не в Москве, а за рекой Дон? У кого он брал благословение на эту битву?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Давайте посвятим нашей Святой Руси и её героям стихотворение С. Никулина. «Отечество моё!»
Отечество мое, Россия!
В тебе дух старины живет.
И не одна еще стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков Ты восставала
И становилась все сильней.
Святая Русь – твое начало
И Преподобный Сергий в ней.
Христианин! Об этом помни:
Отчизна – мать, её храни!
Молись за Русь! Ведь нет ей ровни.
В ней вера предков, как гранит.
Воспитатель: Лента времени пополнилась новыми кадрами. Недавно наши друзья вернулись из интересного путешествия. Они побывали в 1812 году. Садитесь удобнее, начинается новая история.
Презентация «Отечественная война 1812 года»
Воспитатель: А не хотите ли вы, ребята, почувствовать себя пехотинцами Старооскольского полка и барышнями того времени. Мальчики наденьте кивера, а девочки – капоры. Полк, по улицам Парижа за командиром шагом марш!
Физминутка
Маршировка под барабанную дробь и полковую песню
Старооскольского полка:
Льется песня удалая,
Новоторжский полк идет,
Про походы вспоминая,
Он про славу песнь поет.
Славу эту нам стяжали
Наши деды и отцы
Те, что прежде назывались
Стар-Оскольцы молодцы.
Стар-Оскольцы имя славно
И известно было встарь,
Старшинство же их недавно
Новоторжцам отдал Царь.
Воспитатель: После войны 1812 года прошло 210 лет, но русские люди до сих пор вспоминают полководца М.И.Кутузова. И, может быть, ещё сотни лет пройдут, а имя Кутузова будет повторяться с любовью и благодарностью. Почему эта война называлась Отечественная? На кого вам хотелось быть похожими? Что вам запомнилось и понравилось в полководце М.И.Кутузове?
Дети: (он спас Родину; заботился о своих солдатах, прославил Россию на весь мир; показал, что Россия непобедима; он очень умный, придумывал всякие хитрости и др.)
Воспитатель: Ребята, а почему в честь каждой победы у нас на Руси строили церкви?
Дети: (так люди благодарят Бога за помощь; чтобы ходить в храмы молиться и поминать погибших, павших на полях сражений и др.)
Воспитатель: «Стар-Осколцы» молодцы, а теперь вам предстоит потрудиться. Подойдите к столам. Здесь есть всё необходимое для изготовления таблички с новым названием улицы. Постарайтесь, когда будете выполнять свою работу. Пусть все таблички будут разные.
Художественно-продуктивная деятельность
Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились. Возможно, вашу табличку установят на домах этой улицы в нашем городе. И будет она всем напоминать о славной победе русских людей в Отечественной войне 1812 года.
Вам понравилось сегодняшнее путешествие? (ответы детей)
Сегодня мы вспоминали о двух ратных полях: о Куликовом и Бородинском. А вы знаете ведь, есть ещё и третье ратное поле – Прохоровское. И находится оно на нашей Белгородской земле. Вам хотелось бы узнать о нём? Вот и попросим Шуршуню и Бобика побывать в том времени и рассказать новую историю.