Материалы авторов печатного сборника практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – МАЙ-2021»
Карцева Алена Геннадьевна
педагог-психолог
Миндубаева Елена Викторовна
Логачева Евгения Анатольевна
воспитатели
МБДОУ «Котовский ДС «Облачко»
Старооскольского городского округа
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ
Дошкольный возраст – возраст, когда закладывается и укрепляется фундамент здоровья, развиваются физические качества, необходимые для участия ребенка в двигательной активности, что в свою очередь формирует психические и интеллектуальные способности дошкольника.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях (физическом, психическом, социальном).
К сожалению, стресс, которому подвергается организм малыша на данном этапе, сказывается на его здоровье. Как правило, дети начинают чаще болеть, защитные функции их организма ослабевают, и именно в этот момент очень важно поддержать малышей и создать благоприятные условия для поддержания их физического здоровья.
Целью нашей работы является социализация детей раннего возраста, сокращение периода адаптации к условиям ДОУ, при этом максимальное сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
Для снижения заболеваемости в период адаптации мы используем следующие здоровьесберегающие образовательные технологии:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- Коррекционно-развивающие технологии;
- Валеологическое обучение родителей.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма является утренняя гимнастика, и занятия по физической культуре Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Чтобы побудить детей выполнять разные упражнения включаю музыкальное сопровождение, так как музыка способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.
Подвижные и спортивные игры имеют особенное значение для развития малышей. С момента своего рождения каждый ребенок стремится к движению. Он познает мир, ползая, лазая, карабкаясь, бегая. Через подвижные игры он учится владеть своим телом, его движения становятся красивыми и уверенными. А в момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом.
Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания.
Именно поэтому мы часто используем дыхательную гимнастику в качестве эффективного средства поддержания организма малышей в период их адаптации.
В детском саду, увеличивается нагрузка на зрительный аппарат ребенка. Происходит это, потому что он больше времени, чем дома, проводит за рисованием, лепкой и другими занятиями, требующими напряжения зрения.
С целью профилактики снижения нагрузки на зрение актуально использование простейших зрительных упражнений. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Такие условия создают пальчиковые игры. Для большей эффективности мы часто совмещаем самомассаж и элементы су-джок терапии. Мы часто используем для самомассажа шишки, грецкие орехи, зубные щетки и т.д.
Помогает улучшить самочувствие и эмоциональное состояние детей «Сухой» бассейн. Постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает детям почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивает глубокую мышечную релаксацию.
К коррекционно-развивающим технологиям относится музыкотерапия, которая используется как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении. Используются музыкальные минутки, фоновая музыка, музыкальное сопровождение режимных моментов, релаксационные занятия с музыкальным сопровождением.
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, даёт возможность самовыражения. Включает в себя ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы.
Для расслабления мышц и снятия накопившегося эмоционального и нервного напряжения нами эффективно используется метод релаксации.
В ходе проведения терапевтической игры педагоги могут:
– помочь ребенку снять накопившееся напряжение;
– сгладить проявления аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми;
– научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.
В терапевтической игре обязательно присутствует объект, на который направлены действия ребенка: это могут быть материалы – крупы, вата, вода и предметы – кубики, конструктор, газеты.
Технология воздействия цвета, арт-терапия помогают устанавливать отношения между детьми. Посредством искусства дети не только выражает себя, но и больше узнает о других, видят мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным. В художественном творчестве дети воплощают свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты.
Песок обладает поистине магическими свойствами – погружая ручки в песок, малыши испытывают массу тактильных ощущений, благотворно влияющих на их общее эмоциональное состояние. Быстрота изменений, происходящих во время игр с песком, завораживает малышей и отвлекает от переживаний. В условиях ДОУ мы используем кинетический песок, световой стол с песком. Песок достаточно легко заменить манной крупой или цветным рисом.
Чтобы малыш мог легче адаптироваться к детскому саду, мы вводим элементы акватерапии в развивающие формы работы с детьми.
Акватерапия позволяет детям расслабиться и снять напряжение, когда ребенок соприкасается с водой.
Идея использования теплых ванночек для рук, как игровой и релаксационный метод в нашем ДОУ, возникла именно при отборе «быстродействующих» и успокаивающих методов стабилизации эмоционального состояния малышей в адаптационном периоде. Мы используем релаксационные паузы в аквауголке — это пребывание 2 – 3 -детей в течение 10 минут в специально организованном месте.
Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу проведения сказкотерапии для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи.
Здоровьесберегающие технологии нашли положительный отклик у родителей. Мы знакомим родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, обучаем конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж), через проведение мастер-классов, открытых занятий, круглых столов, бесед во время утреннего приема и в вечернее время, консультаций, родительских собраний, практических показов (практикумов), спортивных мероприятий.
Основной формой наглядной пропаганды здоровьесбережения детей среди родителей являются валеологические газеты, буклеты, памятки.
Подводя итоги, хочется отметить, что важнейшим условием применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится постоянный контроль за самочувствием детей. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций малышей. Здесь действует принцип «Не навреди!». Задача педагога – обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к нему.