ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С РАС

0
1341

Кириченко Оксана Валериевна,
воспитатель,
Мухина Ольга Сергеевна,
воспитатель
Куприна Наталья Александровна,
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 52 «Ласточка»
Старооскольского городского округа

Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

 

  При организации образовательного и коррекционного процесса с детьми дошкольного возраста с РАС в условиях инклюзивной группы, педагоги  сталкиваются  с нежелательным поведением детей: страхи, агрессия, аутоагрессия, стереотипии. Поэтому необходимо выбирать методы и приёмы ПАП, которые позволили бы  ребёнку с РАС выполнять поставленные цели максимально самостоятельно.

1) Визуальное расписание, символьные карточки-действия. Все занятия с детьми с РАС необходимо  визуально структурировать. Ребёнок чётко видит все этапы занятия, поэтому чувство тревоги снижается и нежелательное поведение также сходит на нет. Визуальное расписание обеспечивает ребёнка с РАС необходимой информацией:

  • – Какие привычные действия будут сделаны на занятии
  • – Какова последовательность заданий
  • – Какие новые виды деятельности появятся
  • – Каких видов деятельности не будет
  • – Когда следует закончить одно, чтобы приступить к другому

2) Планшет «Сейчас-Потом» — это визуальная последовательность из двух изображений. Доска сообщает о некоем приятном событии, которое произойдет после завершения не такой приятной задачи. Доска мотивирует ребенка сделать что-то, что ему не нравится, потому что потом последует что-то приятное. Доска «Сейчас-Потом» также обучает ребенка языку для понимания инструкций из нескольких шагов

3) Визуальное подкрепление – таймер.

материалы в печатный сборник 

Специальный таймер – это незаменимый инструмент в работе педагогов с ребёнком с РАС. Таймер помогает  переключить внимание ребёнка, то есть  перейти на другой вид деятельности; просигнализирует о том, что завершился один этап занятия, идёт переход к другому заданию. Визуальное изображение –  сужающийся красный сектор будет наглядно напоминать сколько времени осталось до окончания текущей деятельности.

4) Визуальная система поощрений. Система подкрепления с помощью жетонов — это эффективный подход для увеличения желательного поведения во время  занятий в ДОУ. За каждое выполненное задание ребёнок должен сразу получить «жетон», который крепится с помощью липучки или магнита на специальную ленту или на специальную страницу в персональном  альбоме ребёнка. «Жетон» — это любой предмет (монетка, наклейка, картинка на ленте-липучке, магнитик, смайлик  и так далее), который выдается за желательное поведение или правильно выполненное задание. После того как ребенок соберет заранее оговоренное количество жетонов, он сможет обменять их на отсроченное поощрение (например, на конфету, игрушку или совместную игру).

Система  жетонов включает три основных элемента:

1) какие-то маленькие предметы, которые можно сосчитать, очень часто в сочетании с дощечкой или другой поверхностью, на которой можно их разместить,

2) важное для ребенка отсроченное поощрение, которое можно предоставить ребенку сразу же, когда будет собрано нужное количество жетонов,

 3) четкое определение поведения, за которое ребенок будет получать жетон

Особое внимание необходимо уделять похвале за совершённое ребёнком усилие и способность достигать заданных целей и умению этому радоваться.

Данные методы визуальной поддержки являются эффективными инструментами для обучения детей с аутизмом коммуникативным, академическим и повседневным навыкам, а также для развития их персональных возможностей и самосовершенствования при условии целенаправленной, систематической работы в условиях ДОУ.

Список литературы:

  1. Марлен Дж. Коэн, Питер Ф. Герхардт «Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом», Издательство: «Рама Паблишинг», Екатеринбург, 2018.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра:  учебно-методическое пособие для учителей и специалистов образовательных организаций /  сост. Л. М. Беткер. – Ханты­Мансийск , РИО ИРО, 2013.– 82 с.
  3. Семаго Н.Я., Хотылева Т.Ю., Гончаренко М.С., Михаленкова Т.А. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. – М.: МГППУ, 2012.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь