ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

0
1100

Криводерева Екатерина Сергеевна
Мишина Ольга Петровна
воспитатели
МБДОУ ДС №12 «Ёлочка»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»

 

Эмоциональные проявления, моральная оценка поступков возникают у дошкольников в разных видах деятельность, но игровая деятельность дошкольников превалирует эмоциями, как нравственно положительными, так и отрицательными.

М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. игру рассматривали как активное средство воспитания дошкольников и характеризовали ее как имеющую следующие функции: диагностирующую, корректирующую, познавательную, развивающую. Внедрением в образовательный процесс дошкольной образовательной организации русских народных игр занимались Л.Н. Волошина, П.Ф. Лесгафт, П.Н. Бокин и др.

Русская народная игра – это не только средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, но и уникальный феномен общечеловеческой культуры каждой эпохи. Это игра, которая выполняет разные функции, воспитательную, развивающую, познавательную, развлекательную и т.д.

Она направлена на социализацию детей дошкольного возраста, на формирование навыков социального поведения, является своеобразным мерилом проявления нравственных черт личности.

материалы в печатный сборник 

Д.Б. Эльконин утверждал, что «содержание народных игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения и, наконец, к играм в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественных отношений между людьми» [10, с. 122].

Русская народная игра позволяет понять и знакомиться с нравственной культурой русского человека и общества, в котором живёт ребенок. В русских народных играх заключены такие нравственные качества, которыми должен владеть каждый ребенок: доброта, честность, справедливость, умение оказать помощь, бескорыстие и т.д. В этих играх они наблюдаются в словестных наставлениях, определенных движения персонажей, в традициях, правилах и т.д. Русские народные игры направлены на нравственное воспитание детей, учат моделировать эмоционально-нравственные ситуации из жизни русского народа, учат сноровке и физической выносливости, организованности и воспитанности, чуткости в отношениях и общении, правильному поведению в разных жизненных ситуациях.

Воспитательное средство русской народной игры заключается в том, что она знакомит старших дошкольников с традициями: трудовыми, семейными, праздничными, игровыми и т.д. Русские народные игры содержат разные прибаутки, считалки, шуточные песенки в которых содержится нравственный смысл. Игровые образы очень обаятельны, имеют свойства перевоплощаться. Отрицательные персонажи не вызывают страха у детей и имеют свойства становится положительными героями, меняя игровое действие, осознавая нравственные недостатки.

Русская народная игра носит коллективный характер, требует выполнение игроками обязательных норм и правил в общении и поведении, равноправие при распределении и выполнении ролей, доступность оснащения и использования атрибутов к игре, варьировать условия игры, ненавязчиво управлять действиями играющих.

Русские народные игры комплексно воздействуют на личность дошкольника, являются основой формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту. Русские народные игры «закладывают фундамент» для развития нравственных чувств дошкольника, что является основой нравственной направленности личности дошкольника и в значительной степени определяет дальнейшую ее жизнь.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Выготский Л.С.; Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Изд-во «Педагогика-Пресс», 1996. – 536 с.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Выготский Л.С. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2004. – 224 с.
  3. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – М.: Изд-во «Детство-Пресс», 2016. – 243с.
  4. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Изд-во «Просвещение», 2015. – 224 с.
  5. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядешко. – М.: Изд-во «Просвещение», 2008. – 415с.
  6. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. – М.: Изд-во «Просвещение», 2014. – 141с.
  7. Детские подвижные игры народов СССР Сост. А. В. Кенеман; под ред. Т. И. Осокиной. — М.: Изд-во «Просвещение», 1988.— 239 с.
  8. Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни: образовательная система Монтессори. – М., 2006. – 47 с.
  9. Зимина А.Н. Народные игры с пением. М: Изд-во «Гном», 2019. – 38 с.
  10. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Эльконин Д.Б.; Ред.-сост. Б.Д. Эльконин; Рец.: К.Н. Поливанова, Л.Ф. Обухова; МО РФ. – 2-е изд., стер.. – М.: Изд-во «Академия», 2004. – 384 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь