ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Криводерева Екатерина Сергеевна
Мишина Ольга Петровна
воспитатели
МБДОУ ДС №12 «Ёлочка»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»

 

Эмоциональные проявления, моральная оценка поступков возникают у дошкольников в разных видах деятельность, но игровая деятельность дошкольников превалирует эмоциями, как нравственно положительными, так и отрицательными.

М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. игру рассматривали как активное средство воспитания дошкольников и характеризовали ее как имеющую следующие функции: диагностирующую, корректирующую, познавательную, развивающую. Внедрением в образовательный процесс дошкольной образовательной организации русских народных игр занимались Л.Н. Волошина, П.Ф. Лесгафт, П.Н. Бокин и др.

Русская народная игра – это не только средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, но и уникальный феномен общечеловеческой культуры каждой эпохи. Это игра, которая выполняет разные функции, воспитательную, развивающую, познавательную, развлекательную и т.д.

Она направлена на социализацию детей дошкольного возраста, на формирование навыков социального поведения, является своеобразным мерилом проявления нравственных черт личности.

Рекламное сообщение     

Д.Б. Эльконин утверждал, что «содержание народных игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения и, наконец, к играм в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественных отношений между людьми» [10, с. 122].

Русская народная игра позволяет понять и знакомиться с нравственной культурой русского человека и общества, в котором живёт ребенок. В русских народных играх заключены такие нравственные качества, которыми должен владеть каждый ребенок: доброта, честность, справедливость, умение оказать помощь, бескорыстие и т.д. В этих играх они наблюдаются в словестных наставлениях, определенных движения персонажей, в традициях, правилах и т.д. Русские народные игры направлены на нравственное воспитание детей, учат моделировать эмоционально-нравственные ситуации из жизни русского народа, учат сноровке и физической выносливости, организованности и воспитанности, чуткости в отношениях и общении, правильному поведению в разных жизненных ситуациях.

Воспитательное средство русской народной игры заключается в том, что она знакомит старших дошкольников с традициями: трудовыми, семейными, праздничными, игровыми и т.д. Русские народные игры содержат разные прибаутки, считалки, шуточные песенки в которых содержится нравственный смысл. Игровые образы очень обаятельны, имеют свойства перевоплощаться. Отрицательные персонажи не вызывают страха у детей и имеют свойства становится положительными героями, меняя игровое действие, осознавая нравственные недостатки.

Русская народная игра носит коллективный характер, требует выполнение игроками обязательных норм и правил в общении и поведении, равноправие при распределении и выполнении ролей, доступность оснащения и использования атрибутов к игре, варьировать условия игры, ненавязчиво управлять действиями играющих.

Русские народные игры комплексно воздействуют на личность дошкольника, являются основой формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту. Русские народные игры «закладывают фундамент» для развития нравственных чувств дошкольника, что является основой нравственной направленности личности дошкольника и в значительной степени определяет дальнейшую ее жизнь.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Выготский Л.С.; Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Изд-во «Педагогика-Пресс», 1996. – 536 с.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Выготский Л.С. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2004. – 224 с.
  3. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – М.: Изд-во «Детство-Пресс», 2016. – 243с.
  4. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Изд-во «Просвещение», 2015. – 224 с.
  5. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядешко. – М.: Изд-во «Просвещение», 2008. – 415с.
  6. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. – М.: Изд-во «Просвещение», 2014. – 141с.
  7. Детские подвижные игры народов СССР Сост. А. В. Кенеман; под ред. Т. И. Осокиной. — М.: Изд-во «Просвещение», 1988.— 239 с.
  8. Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни: образовательная система Монтессори. – М., 2006. – 47 с.
  9. Зимина А.Н. Народные игры с пением. М: Изд-во «Гном», 2019. – 38 с.
  10. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Эльконин Д.Б.; Ред.-сост. Б.Д. Эльконин; Рец.: К.Н. Поливанова, Л.Ф. Обухова; МО РФ. – 2-е изд., стер.. – М.: Изд-во «Академия», 2004. – 384 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь