Кальченко Ольга Герасимовна,
Дурнева Лариса Викторовна
учителя-логопеды
МБ ДОУ «Детский сад № 260»
г. Новокузнецк
Материалы участников Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное саморазвитие педагога»
НАЗВАНИЕ – Использование нейроигр и упражнений в работе по коррекции звукопроизношения у детей с ТНР
СЕКЦИЯ – 9. Педагогические инновации в дошкольном образовании.
В последнее время увеличилось количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с тяжелыми нарушениями речи. Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков достаточно трудный и длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Поэтому мы решили включить в коррекционно-развивающий процесс нейроигры и нейроупражнения.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Включение нейроигр и упражнений на коррекционные занятия учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ТНР. Использование нейроигр позволяет повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения
У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций, в том числе и речь.
В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня вниманияи памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.
В своей работе мы используем нейроигры и упражнения на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука изолированно, в слогах, словах, чистоговорках, скороговорках и стихотворениях.
Например, при автоматизации поставленного звука ребенок проходит по дорожке, произнося изолированно данный звук, двигаясь по дорожкам пальцами обеих рук одновременно, навстречу друг другу, а потом в противоположные стороны (начиная от центра).
На занятиях применяем зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, геометрические фигуры, произнося нужный нам звук. Так же используем кинезиологические дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука.
На этапе автоматизации звуков предлагаем ребенку правильно произнести слово, а также показать нарисованное положение рук и пальцев возле картинки.
На этапе автоматизации и дифференциации звуков используем разнообразные виды нейроупражнений.
Таким образом, следует отметить, использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным технологиям и методикам. Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка: внимания, памяти, мышления, речи, а так же развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.
Систематическое использование нейроигр и упражнений на занятиях учителя-логопеда оказывает положительное влияние на коррекцию недостатков речевого развития детей с ТНР. Нейроигры и упражнения применяются с целью автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, усвоения лексических тем.
Нейроигры помогают оптимизировать работу учителя-логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций. Занятия учителя-логопеда проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Нейроигры и упражнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с ТНР.