ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ТАКТИЛЬНАЯ КНИЖКА» В РАЗВИТИИ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

0
836

Уварова Вероника Владимировна
Епифанова Вера Викторовна
воспитатели
МБУ детский сад № 5 «Филиппок»
г.о. Тольятти

Материалы участников Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное саморазвитие педагога» за 26 ноября

НАЗВАНИЕ   — ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ТАКТИЛЬНАЯ КНИЖКА» В РАЗВИТИИ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

секция   —  9. Педагогические инновации в дошкольном образовании.

Тактильные ощущения – это одно из основных видов ощущений, которые получает человек через кожные рецепторы: прикосновение пальцами к поверхностям гладкой, шершавой, к влажной, ребристой и т.д., они позволяют человеку получить информацию, которая позволит оценить опасность или полезность данной поверхности.  Ребёнок с плохим зрением получает всю информацию об окружающим мире и явлениях с помощью слуха, зрения, тактильного осязания, и лишь в дальнейшем в процесс познания включается речь, память, представления, мышление. У детей с нарушенным зрением тактильные ощущения являются мощным средством компенсации слабовидения и слепоты. Поэтому воспитание сенсорных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития ребёнка с ОВЗ, в том числе и коммуникативного.

При нарушениях зрения у детей наблюдаются трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук. Тактильное осязание становится для детей важной составляющей частью с окружающими предметами и основа для развития психических процессов: внимание, память, восприятие, мышление, речь.

Актуальность: Потребность введения в работу с детьми с нарушенным зрением, комплекс мер, обеспечивающих развитие тактильного восприятия, как одного из сохранных анализаторов. Для создания условий требуется подбор дидактических игр, пособий для развития тактильного восприятия.

материалы в печатный сборник 

Целью работы является изучение возможности и результативности целенаправленного развития тактильного восприятия, социализации и успешной подготовки детей с нарушением зрения к обучению в школе. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения, творческих способностей детей дошкольного возраста.

Тактильная книга – это разноцветная книга с рисунками, максимально приближенная к оригиналу, использует различные виды рукоделия: вышивка, мягкая игрушка, бисер и т.д. Она развивает у детей воображение, мышление, речь, память зрительное восприятие наличие в книге пуговок, шнурков, молний помогает развивать мелкую моторику. «Читая» тактильную книгу (ощупывая предметы пальчиками), ребёнок знакомиться со сказкой, учиться описывать сюжет книги, учатся различать цвета, материал, форму, величину предметов, ориентироваться в пространстве, получают представления о крупных и мелких предметах.

Познание ребёнком окружающей действительности, прежде всего, основывается на ощущениях и восприятиях. Для этого подходит развивающая книга, сделанная своими руками, с любовью, которая хранит частичку души и тепло рук мастера. Страницы книги с рисунками представляют собой объёмные картинки, детали которых можно отлепить, переместить на другое место, застёгивать на кнопки, пуговицы, шнуровать, отгадывать на ощупь. Это весёлое, интересное и комфортное обучение, а главное, полезные задания, разработанные в соответствии с ФГОС ДО, в которой учтены психологические особенности дошколят и рекомендуются детям дошкольного, младшего дошкольного и школьного возраста.

Воспитание сенсорных функций имеет большое значение для всего последующего развития ребёнка, в том числе коммуникативного. Наличие предметных, мобильных картинок в книге повышают интерес детей к познанию нового, позволяют активизировать речевую деятельность, мыслительные процессы, творческие способности, помогают в работе педагогам и родителям в развитие сенсомоторных навыков у детей с ОВЗ. С помощью тактильной книги обогащается словарный запас ребёнка. Его пальчики способны «увидеть» то, о чём говорится в книжке, а родители смогут обсудить с ним прочитанное, активизируя речевую и мыслительную деятельность. Книга способствует формированию у ребёнка интереса, любви к чтению.

Создание тактильной книги включены развивающие элементы, направленные не только на сенсорное развитие, но и на развитие мелкой моторики в интересной для ребёнка игровой форме, а также книга позволяет формировать основные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сопоставление, обобщение. Классификация и умение применять полученные знания. «Читая» книгу (ощупывая предметы пальчиками), ребёнок знакомиться не только со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода, он нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ассоциативно связывает их с настоящими предметами. Могут искать предметы, спрятанные в углублениях или в кармашках, найдя предмет, испытывают радость. Некоторые объекты в книгах могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть

Вывод: Тактильная книга необходима для занятий с детьми с нарушением зрения. Книги, изготовленные своими руками, помогут детям узнать много нового и интересного, развить навык осязательного восприятия, а важно, что тактильные книги доставят детям радость совместного общения.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь