ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ»

0
678

Буценко Ольга Анатольевна
учитель- логопед
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Г. Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»

Секция – 9. Педагогические инновации в дошкольном образовании.

Название: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В.В.ВОСКОБОВИЧА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования на первое место ставит индивидуальный подход к дошкольникам и игру, в которой происходит сохранение самоценности дошкольного детства. Игровая технология интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича доступна и интересна детям дошкольного возраста с ОВЗ.  Развитие  и обучение с использованием рассматриваемой технологией осуществляется посредством игровых ситуаций. Игры способствуют более эффективной коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Для дошкольников с речевой патологией характерны низкая работоспособность, быстрая утомляемость, низкая познавательная активность, нарушение эмоциональной сферы, процесса развития психических процессов, слабость  моторики рук.  Наблюдается общая моторная неловкость и недостаточная координация движений, а также нарушение их ритма и темпа.  Кроме того, у детей наблюдается пассивность, замкнутость, неуверенность, обидчивость, отсутствие умения общаться в играх, детских сообществах, что влечёт за собой низкую коммуникативную направленность речи. Таким образом, у данной категории воспитанников наблюдаются тесное переплетение проблем речевого и социально- коммуникативного развития.

Игровая технология «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича – это находка для педагогов, работающих с  детьми ОВЗ. В основе игр  В.В.Воскобовича –  мир сказки, приключений,  и веселые персонажи. Данная методика предполагает включение детей в проблемные игровые ситуации, они вместе осуществляют совместный поиск решения проблемы. Эффективно решают вопросы взаимодействия и коммуникации, тренируют мелкую моторику рук, развивают пространственные представления, совершенствуют речь и психические процессы при этом дети меньше утомляются, исчезает негативизм, связанный с многократным повторением речевого материала. Специфика игр В.В. Воскобовича – широкий возрастной диапазон,  решается сразу несколько образовательных задач, развивается воображение, осуществляется «Сказочная огранка» всего процесса обучения.

материалы в печатный сборник 

Основные  функции игры в коррекционном процессе: социально- коммуникативная, развивающая, игротерапевтическая и диагностическая. В ходе внедрения в практику игровой технологии, нами была продумана система работы – модель включения технологии В.В. Воскобовича в коррекционную работу по преодолению тяжёлых нарушения речи у старших дошкольников. Модель включала  развитие всех сторон речи – звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи, фонематических процессов.  Развитие психических процессов – внимания, памяти, мышления, воображения и мелкой моторики рук.

По каждому направлению учителем-логопедом подбираются игровые комплексы по технологии В.В. Воскобовича: Коврограф «Ларчик», развивающая предметно-игровая среда «Фиолетовый лес», «Логовкладыши», Кораблики «Плюх-Плюх» и «Брызг-Брызг», «Фонарики» «Теремки Воскобовича», «Шнуры-затейники», «Игровизоры». Совместно с родителями на мастер-классах изготавливаются пособия «Яблонька», «Ромашка», «Нетающие льдинки озера Айс».

Коврограф «Ларчик» – отличное пособие для коррекционной работы, его можно использовать как в индивидуальной, самостоятельной работе с детьми, так и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. В своей практике мы используем, как своеобразную демонстрационную доску с множеством многофункциональных приложений и наборов, так необходимых для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В образовательную деятельность включаются различные игры на «Коврографе Ларчике» и «Мини-Ларчике», способствующие коррекции и развитию речи воспитанников:

  • – игры на автоматизацию звуков: «Шагалки», «Лабиринт», «Горочка», «Сильный моторчик», «Слабый моторчик»;
  • – игры на развитие фонематических процессов: «Дорожки», «Прятки», «Слоговые дорожки», «Составь слово», «Составь звуковую схему», «Найди животного» и др.;
  • – игры на развитие лексико-грамматических категорий: «Подбери слово», «Машина», «Чего не стало», «Найди и посчитай», «Подбери действие», «Какой, какая, какое», «Найди игрушку и составь предложение»; «Зоопарк», «Четвёртый лишний» и др.;
  • игры, направленные на формирование слоговой структуры слова: «Полоски», «Раздели слова на слоги», «Построй ступеньки»;
  • – игры, направленные на обучение грамоте: «Твёрдый-Мягкий» (звук), «Написание букв, слов, рисунков на песке», «Весёлые превращения»;
  • – игры на развитие связной речи: «Начни предложение», «придумай картинку с героями и составь предложение», пересказ текста, составление различных рассказов, придумывание историй, сказок, заучивание стихов.

Трансформируемая развивающая среда «Фиолетовый лес» эффективен в работе с детьми с ОВЗ. Ребёнок погружается в сказку, которую мы ему рассказываем, путешествует по необыкновенному фиолетовому лесу, встречает сказочных героев: например находит «Чудо-квадрат», «Нетающие льдинки озера Айс». Во время игры дети, превращают квадрат, то в домик, то в зверя, пересказывают сказочную истории, придумывают описательный рассказ, доказывают правильность своих решений. Во время путешествия ребёнок встречает «Чудо-крестики», в которых они превращаются в то, что задумал логопед, воспитатели совместно с детьми. В ходе игры автоматизируются поставленные звуки, формируются навыки звукового анализа и синтеза, закрепляются названия геометрических фигур, выделяются структурные элементы геометрических фигур: вершина, угол, сторона. На пути попадается «Яблонька».  С помощью этого пособия дети придумывают слоги, слова, продевают шнуры в необходимые буквы, читают их, тренируют навыки чтения, составления слов.

Подборка игр по развитию речи в Фиолетовом лесу:

  • – формирование словаря: «Кто больше назовёт действий», «Путешествие по Фиолетовому лесу», «Придумай красивые слова» и др.
  •  игры на развитие лексико-грамматических категорий: «День-ночь», «Придумай новое слово», «Измени слово», «Прятки», «Кто с кем», «Дерево родственных слов»  и  др.
  • – игры на развитие связной речи: «Сказочники», «Придумай загадку», «Отгадай загадку».
  • – логоритмические упражнения: «Змейка», «Лягушата», «В лес гулять со мной иди».

В ходе игр с данными пособиями у детей обогащаются представления о сенсорных свойствах и качествах (восприятие цвета, формы величины), освоение количественного счёта, отношений «часть-целое» и пространственных отношений, тренировка мелкой моторики рук, развитие конструктивных навыков и психических процессов.

Список литературы:

  1. Универсальные средства «Коврограф Ларчик» и «Мини Ларчик» в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие / под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017, – 288 с.:ил.
  2. Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». Методическое пособие / под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко, О.М.Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО Развивающие игры Воскобовича», 2017, – 176 с.: 4 цв.вкл.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь