Гугуман Тамара Владимировна
воспитатель
МБДОУ ДС № 31 «Журавлик»
Старооскольского городского округа
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. В современном обществе все чаще затрагивается вопрос о создании благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста. Достижению этих целей способствуют различные виды деятельности, используемые в педагогике, одна из них – волонтерство.
Волонтерство – это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство – это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Введение детского волонтерства произошло на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды. Мной проводились беседы «Кто такие волонтеры?», «Можем ли мы стать волонтерами для малышей?», «Что мы умеем делать?», «Чему мы можем научить малышей?» Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировалась команда.
Участие в акции «Давай дружить» помощь приюту для собак и кошек. Ребята совместно с педагогом разработали и смастерили макет листовок, которые они с родителями раздавали знакомым и проходим, для того чтобы подключить взрослых к проблеме приютов для животных. Совместно с родителями были собраны корма и различные предметы ухода для животных, которые затем вместе с ребятами передали в приют. Группа родителей вместе с детьми с большим энтузиазмом помогли в уборке территории фонда защиты бездомных животных «Умка». Это помогло понять проблему приютов, сопереживать и заботиться о животных. Дети искренне хотели помочь всем кошкам и собакам.
Участие в акции «Посади дерево». С большим интересом дети и родители планировали посадку деревьев на территории детского сада, определяли места, где молодым саженцам будет комфортно расти. Совместная деятельность детей и взрослых доставила массу приятных моментов каждый вносил свой вклад в озеленении территории. Дети с большим удовольствием помогали взрослым капать ямки, носить воду, придерживать саженцы. После такой акции каждый ребёнок гордо говорит: «Я это дерево посадил!» Наши дети настоящие патриоты своей Родины. Деревца посаженные ими будут радовать многие поколения других деток, которые будут посещать наш детский сад. Учить бережно относиться к природе можно только воздействуя на чувства детей. Посадка саженцев вызвала у ребятишек желание оберегать деревца, заботиться о них. Совместная работа сплотила и взрослых, и детей, создала радостное настроение, подарила положительные эмоции, заряд бодрости и удовольствие от общения с природой всем, кто не остался в стороне от этой замечательной акции.
Участие в акции «Столовая для пернатых» Чтобы помочь птицам, воспитанники группы создали на участке «Птичью столовую» для зимующих птиц. Для этого папы оказали помощь в изготовлении кормушек. Дошколята приносили различные виды корма для пернатых соседей: несоленое сало, шишки, крупы. Перед прогулкой ребята крошили хлеб и насыпали в подготовленные емкости пшено, семечки, пшено, пшеницу и т.д. Кормушки удобны и безопасны для птиц. Вошло в хорошую привычку во время прогулок насыпать корм в кормушки.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка.