Комкова Елена Юрьевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
г. Старый Оскол
Материал участников Второго межрегионального Фестиваля мастер-классов среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений «Творческой мысли каскад» – 2022 год
Мастер класс для педагогов
- Выделение проблемы, актуальность мастер-класса
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:
- развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
- последовательная работа над коррекцией проблемных звуков.
- профилактика речевых нарушений.
- Презентация педагогического опыта учителем-мастером
Данная технология разработана для педагогов ДОУ работающих в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Логопед формирует первичные речевые навыки у детей. Воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки, используя артикуляционную гимнастику, игры на развитие моторики, автоматизирует звуки в бездефектном речевом общении.
Посредством использования данной технологии планируется улучшить звукопроизношение дошкольников, обогатить словарь, сформировать лексико-грамматические представления дошкольников.
Индивидуальное занятие по автоматизации звука Р с использованием игрового пособия «Кошка» представлено в системе образовательной деятельности по автоматизации звуков у дошкольников.Может использоваться в работе с дошкольниками, с нарушениями речи и с дошкольниками групп общеразвивающей направленности.
- Практическая иллюстрация опыта педагога-мастера.
Приёмы работы:
Показ логопедом мордочки кошки Мурки, которая на протяжении всего занятия будет играть с ребенком выполняя упражнения
Пальчиковая гимнастика «Кошка»
Раз, два, три, четыре!
В нашем доме кошки жили
Кошки с мячиком играли,
Кошки молоко лакали
Кошки коготки точили,
Мышек сереньких ловил
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Лопаточка»
- Улыбнуться
- Показать зубы, приоткрыть рот
- Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу
Упражнение «Чашечка»
- Улыбнуться
- Открыть рот
- Высунуть язык изо рта.
- Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик»
- Упражнение «Дятел»
- Улыбнуться
- Открыть рот
- Поднять язык вверх.
- Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д…».
- Упражнение «Лошадка»
- Губы в улыбке
- Приоткрыть рот
- Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад.
- Упражнение «Гармошка»
- Губы в улыбке
- Широко открыт рот, «присосать» язык к нёбу;
- Не опуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положение языка.
-Кошка Мурка поет песенку- мур-мур. Какой звук слышишь в конце слова?
(Ребенок громко произносит звук [Р]).
Характеристика звука [Р].
– Какой он – звук [Р]?
– Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.(Ребенок показывает символы)
Автоматизация звука. Изолированно (по звуковым дорожкам)
– Произнеси звук [Р] пройдя по дорожке.
Автоматизация звука.
1) в слогах
– Кошка Мурка любит петь песни
Ар-ар-ар ир-ир-ир
Ур-ур-ур ор-ор-ор
2) в словах
– Что любит кошка Мурка? –рыбу
– Назови слова-родственники к лову-РЫБА
(рыбка, рыбешка, рыбина, рыбак, рыбачить)
Динамическая пауза «Кошка»
Кошка утречком проснулась,
Вверх изящно потянулась,
Вниз красиво наклонилась,
Вправо-влево покрутилась,
И тихонько удалилась!
3) в предложениях
Изменение глаголов по лицам.
Измени предложение.
Я поймаю рыбу. Ты поймаешь рыбу. Он…Она….Мы…Они..
Согласование числительных с существительными.
Сосчитай до 5.
1 рыбка, 2 рыбки, 3, рыбки. 4 рыбки, 5 рыб
Позиция звука в слове.
– Логопед показывает картинки (роза, куртка, тигр, карандаши, шар)
(Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове).
Звуковой анализ слова
– Какую песню любит петь кошка Мурка?-мур. Сделай звуковой анализ этого слова.
Итог.
– Кошке Мурке очень понравилось с тобой играть. А тебе понравилось играть с кошкой? C каким звуком мы сегодня играли? Кошка Мурка дарит тебе подарок.
Проведение имитационной игры
Оборудование:
Мордочка кошки из фетра, фигуры из фетра, игра «Рыбалка» из фетра, звуковые дорожки, картинки со звуком [Р] в начале, в середине, в конце слова, звуковые символы, настенное зеркало
Мастер проводит учебное занятие демонстрируя приемы эффективной работы с дошкольником.
Представление результатов работы
Результатом совместной деятельности (мастер-класса) является закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале
Рефлексия: обсуждение и корректировка результатов работы.
Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.