Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р] с использованием игрового пособия «Кошка»

0
1147

Комкова Елена Юрьевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
г. Старый Оскол

Материал участников  Второго межрегионального Фестиваля мастер-классов среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений «Творческой мысли каскад» – 2022 год

Мастер класс для педагогов

  1. Выделение проблемы, актуальность мастер-класса

  Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

 Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:

  • развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
  • последовательная работа над коррекцией проблемных звуков.
  • профилактика речевых нарушений.
  1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером

Данная технология разработана для педагогов ДОУ работающих  в группе компенсирующей направленности для детей  с ТНР.

Логопед формирует первичные речевые навыки у детей. Воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки, используя артикуляционную гимнастику, игры на развитие моторики, автоматизирует звуки в бездефектном речевом общении.

материалы в печатный сборник 

Посредством использования данной технологии планируется улучшить звукопроизношение дошкольников, обогатить словарь, сформировать лексико-грамматические представления дошкольников.

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Р с использованием игрового пособия «Кошка» представлено в системе образовательной деятельности по автоматизации звуков у дошкольников.Может использоваться в работе с дошкольниками, с нарушениями речи и с дошкольниками групп общеразвивающей направленности.

  1. Практическая иллюстрация опыта педагога-мастера.

Приёмы работы:

Показ логопедом мордочки кошки Мурки, которая на протяжении всего занятия будет играть с ребенком выполняя упражнения

Пальчиковая гимнастика «Кошка»

Раз, два, три, четыре!
В нашем доме кошки жили
Кошки с мячиком играли,
Кошки молоко лакали
Кошки коготки точили,
Мышек сереньких ловил

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Лопаточка»

  1. Улыбнуться
  2. Показать зубы, приоткрыть рот
  3. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу

Упражнение «Чашечка»

  1. Улыбнуться
  2. Открыть рот
  3. Высунуть язык изо рта.
  4. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик»
  • Упражнение «Дятел»
  1. Улыбнуться
  2. Открыть рот
  3. Поднять язык вверх.
  4. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д…».
  • Упражнение «Лошадка»
  1. Губы в улыбке
  2. Приоткрыть рот
  3. Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая  движения языком вперед-назад.
  • Упражнение «Гармошка»
  1. Губы в улыбке
  2. Широко открыт рот, «присосать» язык к нёбу;
  3. Не опуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положение языка.

-Кошка Мурка поет песенку- мур-мур. Какой звук слышишь в конце слова?

(Ребенок громко произносит звук [Р]).

 Характеристика звука [Р].

– Какой он –  звук [Р]?

– Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.(Ребенок показывает символы)

 Автоматизация звука. Изолированно (по звуковым дорожкам)

Произнеси звук [Р]  пройдя по дорожке.

Автоматизация звука.

1)  в слогах

– Кошка Мурка любит петь песни

Ар-ар-ар    ир-ир-ир

Ур-ур-ур    ор-ор-ор

2) в словах

– Что любит кошка Мурка? –рыбу

– Назови слова-родственники к лову-РЫБА

(рыбка, рыбешка, рыбина, рыбак, рыбачить)

Динамическая пауза «Кошка»

Кошка утречком проснулась,
Вверх изящно потянулась,
Вниз красиво наклонилась,
Вправо-влево покрутилась,
И тихонько удалилась!

3) в предложениях

Изменение глаголов по лицам.

Измени предложение.

Я поймаю рыбу. Ты поймаешь рыбу. Он…Она….Мы…Они..

Согласование числительных с существительными.

Сосчитай до 5.

1 рыбка, 2 рыбки, 3, рыбки. 4 рыбки, 5 рыб

Позиция звука в слове.

 – Логопед показывает картинки (роза, куртка, тигр, карандаши, шар)

(Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове).

Звуковой анализ слова

– Какую песню любит петь кошка Мурка?-мур. Сделай звуковой анализ этого слова.

Итог.

– Кошке Мурке очень понравилось с тобой играть. А тебе понравилось играть с кошкой? C каким звуком мы сегодня играли? Кошка Мурка дарит тебе подарок.

Проведение имитационной игры

Оборудование:

Мордочка кошки из фетра, фигуры из фетра, игра «Рыбалка» из фетра, звуковые дорожки, картинки со звуком [Р] в начале, в середине, в конце слова, звуковые символы, настенное зеркало

Мастер проводит учебное занятие демонстрируя приемы эффективной работы с дошкольником.

Представление результатов работы

Результатом совместной деятельности (мастер-класса) является закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале

Рефлексия: обсуждение и корректировка результатов работы.

Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь