Незнамова Елена Александровна
Запасник Елена Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 27 «Березка»
Старооскольского городского округа
МАТЕРИАЛ участвует в конкурсе –
“Всероссийский профессиональный смотр-конкурс учебно-практических и методических материалов, дидактических и методических средств обучения «МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения. Дети легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
При организации опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываю возрастные особенности детей. Поэтому занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать. Для того чтобы заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы. Также для детей этого возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаюсь, предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях.
Исследования ученых показали, что манная крупа стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка. Играя с манкой, ребенок пропускает её между пальцев, вместе с потоком крупинок уходит напряжение, ребенок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается. Это служит прекрасным средством для развития и саморазвития детей. В процессе игры с манной крупой у детей развивается тактильно-двигательная чувствительность, координация движений кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе по формированию навыков самообслуживания и предметно-практической деятельности.
Благотворное влияние игры с манкой оказывают и на развитие речи и социально-коммуникативное развитие дошкольников, в частности на формирование навыков общения, на взаимодействие их между собой.
Игры с манной крупой широко используют в детских садах. Игры с манной крупой – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Детям очень нравиться трогать крупу, пересыпать его ручками, ложками или совочком. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создаёт умиротворённое настроение, гасит негативные эмоции, которые так важны в первый год посещения малышом детского сада. Манипуляции с манной крупой успокаивает импульсивных, активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Так же, игры с крупой очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Всё это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, воображения и памяти.
Подготовка рабочего места.
Чем меньше ребенок, тем больше грязи останется после игры, поэтому необходимо заранее подготовить рабочее место. Чтобы подобные игры не нанесли ущерб группе, лучше заранее настроиться на то, что будет не очень чисто. Мы стараемся играть там, где проще подмести, где нет коврового покрытия и можно быстро протереть всё после игры влажной тряпкой, если вдруг ребенку захочется горстями сыпать манку на пол.
Знакомство с манной крупой.
Для начала я знакомлю детей с манной крупой. Я своими руками трогаю крупу, пересыпаю её из одной руки в другую руку, зарываю свои руки в крупе и приглашаю малышей присоединиться ко мне. Дети тоже начинают трогать манную крупу, зарывать руки, пересыпать… Некоторые дети не всегда сразу касаются руками крупы. Поэтому мне приходиться приучать их постепенно.
Наши игры с манной крупой я начинаю с простейших игр, постепенно усложняя их, и в какой-то момент ребенок берёт инициативу в свои руки, и остаётся лишь иногда подавать ему новые идеи. За один подход я использую два-три сюжета, каждый раз добавляя один новый. По-реакции детей можно понять какая игра им больше понравилась. Так как дети у нас совсем маленькие (сейчас от 1,5 до 2 лет), то им больше нравятся игры с пересыпанием крупы. Но постепенно дети начинают больше использовать свои руки, рисовать на крупе пальчиком. Я стараюсь не затягивать игру, чтобы она не надоела детям, и у них не пропал интерес к играм с манной крупой. Игры с манной крупой имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта, и очень актуальны в первый год посещения детского сада.
Часто в своей работе мы используем злаковые. Учим детей вдавливать крупинки в пластилиновую основу; учим располагать детали на картинке рядами на равном расстоянии друг от друга. Часто используем горох, гречку, фасоль в художественно-эстетическом развитии на лепке. Для детей деятельность с использованием такого материала похожа на игровую. У ребят вызывает огромный интерес.