Всероссийский постоянно действующий ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ конкурс педагогов ДОО «Развивающая среда в ДОУ-2022г.»
Гуляева Оксана Николаевна
воспитатель
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
«Туора-Кюельская средняя общеобразовательная школа имени И.Н.Гуляева» Таттинский улус с.Туора-Кюель
Республики Саха (Якутия )
«Развивающий потенциал дидактической игры»
«Игры и упражнения на развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность . Современный этап развития общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Использование ИКТ способствует повышению качества обучения, приучает детей самостоятельно получать необходимые знания в течение всей жизни и позволяет им легче адаптироваться в условиях быстро изменяющейся действительности. Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании имеют определенные особенности. ИКТ значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в аспекте раннего обучения, позволяя наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей детей дошкольного возраста. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют представить ребенку большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, учить их самостоятельно приобретать новые знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию, одной из задач которого является необходимость заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Все это дает основания внедрять ИКТ в системе дошкольного воспитания и образования.Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность в полной мере реализуется в условиях мультимедийных технологий как инструмента познания детей дошкольного возраста в условиях непосредственной образовательной деятельности. ИКТ могут использоваться в разных областях познания детей дошкольного возраста. Одной из них является формирование математических представлений. Обучение детей дошкольного возраста математике является обязательным компонентом программы дошкольного обучения и воспитания. Математические представления детей – это начальные знания детей в области математики как науки.
Работа по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических знаний. Это, по сути, предматематическая подготовка, представляющая собой планомерный и целенаправленный процесс. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского дошкольного учреждения и направлен на решение задач умственного воспитания и математического развития детей дошкольного возраста. Его отличительными чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью .ИКТ обладает огромными возможностями, позволяя эффективно организовать работу по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.
Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Познавательное развитие на основе формирования элементарных математических представлений детей Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Пояснительная записка к мультмедийной презентации «Игры и упражнения на развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей посредством использования занимательного материала с математическим содержанием в различных видах деятельности.Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Задачи:
- Формировать умения считать до десяти (количественный счёт), отвечать на вопрос «Сколько всего?», «Какое число следует за …?», «Какой по счету?»
- Упражнять в счете, формировать умения складывать числа в пределах 10.
- Знакомить с образованием числа в пределах 10.
- Определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
- Формировать умения составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).
Возрастная категория: старшая группа (дошкольники от 5 до 6 лет)
Краткая характеристика содержания: учебно-игровое средство – мультемидийное средство, предназначенное для развития у воспитанников познавательной деятельности. Дополнительный материал по РЭМП. Применение в совместной деятельности педагог – дошкольник. Игровое средство является средством обучения, можно использовать каждый слайд в отдельности.
Описание способа применения:
Слайды:№1,№2,№3-цели и задачи
Слайды:№4,№5,№6 ,№7-Логические задания «Отгадай загадку»
(клик мышкой компьютера слева)переход слайда и вылет цифр
Цели:
-Развивать умение детей решать задачи , соотносить словесный образ с изображением на картинке;
-формировать логическое мышление ,память ,речь ,воображение ,закрепить устный счет. вызвать интерес к предметному миру;
-закреплять знание детей о различных свойствах и качествах предметов; учить детей логически мыслить, выделять основные признаки предметов.
-формировать приемы мыслительной деятельности и качества ума и умения обобщать, сравнивать, классифицировать.
Слайды:№8,№9,№10,№11,№12 – Задачи на сложение и вычитание «Задачки в стихах»
(клик мышкой компьютера слева) переход слайда и вылет цифр
Цели:
– развивать умственные способности детей, совершенствовать и формировать память, внимание, речь.
-закреплять познавательные способности ,способствовать получению новых знаний их обобщению и закреплению;
-развивать воображение, логическое мышление детей. воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно
Слайды:№13,№14,№15,№16,№17,№18 ,№19-«Игры на количество и счет»
(клик мышкой компьютера слева) ) переход слайда и вылет цифр
Цели :
-упражнять в счете и совершенствовать навыки отсчитывания предметов в пределах 10, ,упражнять в сравнении чисел.
-закрепить знания о последовательности чисел в пределе 10; воспитывать организованность, внимание
-учить выполнять порядковый счет до 10, сравнивать два множества предметов, расположенных в один ряд, отвечать на вопросы: «Сколько предметов?», «Какой по счету?» дать элементарные представления о порядковом счете чисел до 10.
– учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.
Таким образом, информационно-коммуникационная технология представляет собой технологию подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. ИКТ может использоваться на разных этапах организации НОД в дошкольном учреждении. ИКТ отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста, поэтому активно используются я в практике работы образовательных учреждений.В заключение можно сделать следующие вывод: использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников, что является одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Список использованной литературы:
- Касабуигсий Н. И. и др. Математика “О”. — Минск, 1983.
Логика и математика для дошкольников. Методическое издание Е.А. Носова;
2.Столяр А.А. Методические указания к учебному пособию “Математика “О”. – Минск: Санкт- Петербург: “Акцидент”, 2000.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников -М.: Просвещение, 1990