«Игры и упражнения на развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

0
1960

Всероссийский постоянно действующий ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ конкурс педагогов ДОО «Развивающая среда в ДОУ-2022г.»

Гуляева Оксана Николаевна

воспитатель

Муниципальная  бюджетная  общеобразовательная организация

«Туора-Кюельская средняя общеобразовательная школа  имени И.Н.Гуляева»  Таттинский улус  с.Туора-Кюель

Республики Саха (Якутия )

«Развивающий потенциал дидактической игры» 

материалы в печатный сборник 

«Игры и упражнения на развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

    Актуальность . Современный этап развития общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Использование ИКТ способствует повышению качества обучения, приучает детей самостоятельно получать необходимые знания в течение всей жизни и позволяет им легче адаптироваться в условиях быстро изменяющейся действительности. Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании имеют определенные особенности. ИКТ значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в аспекте раннего обучения, позволяя наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей детей дошкольного возраста. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют представить ребенку большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, учить их   самостоятельно приобретать новые знания.

      Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию, одной из задач которого является необходимость заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Все это дает основания внедрять ИКТ в системе дошкольного воспитания и образования.Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность в полной мере реализуется в условиях мультимедийных технологий как инструмента познания детей дошкольного возраста в условиях непосредственной образовательной деятельности. ИКТ могут использоваться в разных областях познания детей дошкольного возраста. Одной из них является формирование математических представлений. Обучение детей дошкольного возраста математике является обязательным компонентом программы дошкольного обучения и воспитания. Математические представления детей – это начальные знания детей в области математики как науки.

      Работа по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических знаний. Это, по сути, предматематическая подготовка, представляющая собой планомерный и целенаправленный процесс. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского дошкольного учреждения и направлен на решение задач умственного воспитания и математического развития детей дошкольного возраста. Его отличительными чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью .ИКТ обладает огромными возможностями, позволяя эффективно организовать работу по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.

      Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Познавательное развитие на основе формирования элементарных математических представлений детей  Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

      Пояснительная записка к мультмедийной презентации  «Игры и упражнения на развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей посредством использования занимательного материала с математическим содержанием в различных видах деятельности.Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Задачи:

  1. Формировать умения считать до десяти (количественный счёт), отвечать на вопрос «Сколько всего?», «Какое число следует за …?», «Какой по счету?»
  2. Упражнять в счете, формировать умения складывать числа в пределах 10.
  3. Знакомить с образованием числа в пределах 10.
  4. Определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
  5. Формировать умения составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).

Возрастная категория: старшая  группа (дошкольники от 5 до 6 лет)

Краткая характеристика содержания: учебно-игровое средство – мультемидийное средство, предназначенное для развития у воспитанников познавательной деятельности. Дополнительный материал по РЭМП. Применение в совместной деятельности педагог – дошкольник. Игровое средство является средством обучения, можно использовать каждый слайд в отдельности.

Описание способа применения:

Слайды:1,2,3-цели и задачи

Слайды:4,5,6 ,№7-Логические задания  «Отгадай загадку»

(клик  мышкой компьютера слева)переход слайда и вылет цифр

Цели:

-Развивать умение детей решать задачи , соотносить словесный образ с изображением на картинке;

-формировать логическое мышление ,память ,речь ,воображение ,закрепить устный счет. вызвать интерес к предметному миру;

-закреплять знание детей о различных свойствах и качествах предметов; учить детей логически мыслить, выделять основные признаки предметов.

-формировать приемы мыслительной деятельности и качества ума и умения обобщать, сравнивать, классифицировать.

Слайды:8,9,10,№11,№12 – Задачи на сложение и вычитание «Задачки в стихах»

(клик  мышкой компьютера слева) переход слайда и вылет цифр

Цели:

развивать умственные  способности  детей, совершенствовать  и формировать   память, внимание, речь.

-закреплять  познавательные  способности ,способствовать  получению новых знаний их обобщению и закреплению;

-развивать воображение, логическое мышление детей. воспитывать  умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно

Слайды:13,14,15,16,17,№18 ,19-«Игры на количество и счет»

(клик  мышкой компьютера слева) ) переход слайда и вылет цифр

Цели :

-упражнять в счете и совершенствовать навыки отсчитывания предметов в пределах 10, ,упражнять в сравнении чисел.

-закрепить знания о последовательности чисел в пределе 10; воспитывать организованность, внимание

-учить выполнять порядковый счет до 10, сравнивать два множества предметов, расположенных в один ряд, отвечать на вопросы: «Сколько предметов?», «Какой по счету?» дать элементарные представления о порядковом счете чисел до 10.

– учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

  Таким образом, информационно-коммуникационная технология представляет собой технологию подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. ИКТ может использоваться на разных этапах организации НОД в дошкольном учреждении. ИКТ отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста, поэтому активно используются я в практике работы образовательных учреждений.В заключение можно сделать следующие вывод: использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует  развитию познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников, что является  одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Список использованной литературы:

  1. Касабуигсий Н. И. и др. Математика “О”. — Минск, 1983.

 Логика и математика для дошкольников. Методическое издание Е.А. Носова;

2.Столяр А.А. Методические указания к учебному пособию “Математика “О”. – Минск: Санкт- Петербург: “Акцидент”, 2000.

  1. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников -М.: Просвещение, 1990

 

Скачать (PDF, 7.51MB)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь