МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида»№14 г. Шебекино Белгородской области. Подготовила и провела: Степаниченко Г.Г. воспитатель старшей группы
Открытая НОД по теме: “Игрушки наших прабабушек”
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цели: приобщение к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением куклы Пеленашки.
Программные задачи:
- ·Познакомить детей с простой куклой закруткой.
- ·Показать последовательность изготовления простой тряпичной куклы Пеленашки.
- ·Учить самостоятельно изготавливать тряпичную куклу.
- ·Развивать творческие способности, воображение, фантазию при изготовлении куклы.
- ·Закреплять умение скатывать ткань рулончиком завязывать тесьму в узелок, развивать чувство формы, цвета, творческое воображение, художественный вкус.
- ·Воспитывать усидчивость и аккуратность
Материалы для занятия: презентация, лоскут ткани для туловища светлого цвета – розового, белого цвета, лоскутки ткани квадратной формы, размером 8×8см 2 штуки, тесьма, готовые куклы, изготовленные педагогом куклы и выставка современных кукол.
Мотивационно-ориентировочный этап
Организационный момент
Воспитатель предлагает детям посетить выставку современных кукол.
Воспитатель: Вот куклы в которые вы играете каждый день, и дома, и в детском саду. Эти куклы красивые. Они вам нравятся. Куклы бывают разные и во все эти куклы играют. Дети сами говорят из каких материалов сделаны куклы. (пластиковые, фарфоровые, резиновые, текстильные)
В куклы играли все поколения детей. Ваши прабабушки тоже любили играть куклами. Только куклы наших прабабушек были совсем другими. Хотите , я вам расскажу о них? Рассказ воспитателя с показом презентации «Игрушки наших прабабушек».
(Воспитатель подводит детей к сундучку)
– А сундучок то какой волшебный. Что бы его открыть нужно сказать волшебные слова. Послушаете какие – «Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты, сундучок-сундучок открывай свой бочёк.» Давайте вместе скажем эти слова, только ласково. В старину люди ласково разговаривали с вещами. Хорошо?
(Воспитатель открывает сундучок и достаёт тряпичные куклы)
Поисковый этап
В старину играли тряпичными куклами, которые делали своими руками. Посмотрите из чего они сделаны? (Дать детям потрогать и хорошо рассмотреть кукол). Эти куклы сделаны из простых лоскутков ткани и ниток. Сейчас я вам расскажу об этих куклах. Это куклы обрядовые, куклы обереги.
Оберег – от слова «оберегать».Вот одна из таких кукол – Куватка. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали над колыбелькой или укладывали в колыбельку. Куватки и защищали новорожденных и служили их первыми игрушками. А вот куклы Неразлучники, у них как у Куватки тоже прямые ручки. Интересна история этой куклы. На первый взгляд это мужская и женская куклы, которые кажутся просто парочкой, взявшейся за руки. Но, если приглядеться, то видно, что рука у них одна и сделана из цельной тряпочки или палочки, а, следовательно, их нельзя разъединить. Такая рука считалась символом единения и того, что отныне по жизни идти они будут буквально рука об руку, все дела и беды деля пополам. Сама же куколка была символом крепкого семейного союза. Удивительна эта кукла еще и тем, что делается она без использования иголки.
(Воспитатель достаёт другую куклу Утешницу)
А это Утешница. Она была самым сильным и верным средством от детских слёз. Когда ребёнок начинал плакать так, что его трудно было успокоить, доставали куклу Утешницу. Ребёнок забывал про слёзы и капризы. Кукла была хороша: наряжена, с серёжками и украшениями из конфет. Родители угощали ребёнка конфетками. Незаметно Утешницу прятали на прежнее место и опять украшали конфетками до следующего раза.
А вот ещё одна куколка Крупеничка или как ещё её называли Зерновушка. Раньше в деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года. Особенно ценной была капризная гречиха, поэтому кукла была оберегом, залогом будущего плодородия и ставилась в Красном углу избы. А весной торжественно изымали зерна из мешочка и сеяли в поле с пожеланиями богатого урожая.
Можно также наполнять Крупеничку пшеницей, горохом, пшеном – на ваше усмотрение. Сейчас куклу Крупеничку дарят с пожеланиями добра, богатства, достатка в доме, и вряд ли зерна из нее пригодятся для посева или приготовления пищи ,поэтому для подарка можно наполнить мешочек разными крупами, будет своего рода символ изобилия.
А вот самая простая обрядовая кукла, такими игрались дети раньше.
Практический этап
Посмотрите, какая интересная куколка свёрнутая в маленький кулёчек. Раньше новорожденных детей плотно-плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что спелёнатый ребёночек оберегался в ней. А чего боялись люди? Они боялись злых духов, которые могли обидеть ребёнка. Поэтому первая кукла ребёнка была, его образ, кукла Пеленашка. Её клали в люльку к ребёнку.
Воспитатель: Ребята интересные это куклы? А хотели бы сами сделать таких? Сегодня я научу вас делать куклу Пеленашку. Нужно размять пальчики перед нашей работой.
Пальчиковая гимнастика «Куклы»
На большом диване в ряд
Куклы разные сидят.
(Хлопки в ладоши)
Два медведя, Буратино
И веселый Чипполино.
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять –
Помогаем мы сегодня
Все игрушки сосчитать.
(Поочередное загибание пальчиков)
(Педагог подробно показывает и рассказывает как надо делать такую куклу. Дети повторяют этапы изготовления куклы с опорой на схему. Мастерят вместе с воспитателем куклу.)
Покажите друг другу какие у вас получились красивые куколки. Кому бы вы хотели подарить такую куколку?
Рефлексивно-оценочный этап
- – О каких куклах вы сегодня узнали?
- – В какую игру вы сегодня играли?
- – Какую куклу мастерили сами?
Куклы выставляются для показа родителям и уносятся детьми домой