ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
1028

Толмачева Алена Васильевна
педагог-психолог
МБДОУ ДС №10 «Светлячок»
г. Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции  «Профессиональное саморазвитие педагога»

секция 11 – Развивающее воздействие игрушек.

название – ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Игра является важной и универсальной, человеческой деятельностью, благодаря которой обеспечивается полноценное психическое развитие и одновременно создается основа для развития индивидуальных творческих способностей детей.

Однако в практике можно отметить, что проблема современных детей кроется в их неумении играть. К данным вопросам относятся неумение взаимодействовать друг с другом, договариваться, неумение управлять своими эмоциями, а также недостаточный уровень психологической готовности к школьному обучению и многое другое.

Опыт психологической практики показывает, что целый ряд специфических особенностей детей непосредственно связан с особенностями развития игры. Это позволяет широко использовать в работе игротерапию для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Традиционно в психолого-педагогической науке и практике как непременный атрибут детских игр рассматривается игрушка. По мнению  А.С. Макаренко, игрушка – это выступает как «материальная» основа игры, является необходимой для развития игровой деятельности. К. Д. Ушинский одним из первых охарактеризовал игрушку, как своеобразную школу воспитания чувств ребенка. Стоит отметить,  игрушка влияет на развитие детей опосредованно, а именно, через деятельность и общение со взрослым. Многие исследования, посвященные влиянию игрушки на ребенка, обычно включают анализ активности ребенка или описание его действий. Так, авторы трудов, как Дж. Мид, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко, Л.С. Выготский, Е.О. Смирнова, традиционно считали, что социальному взаимодействию детей способствует игра с правилами.

материалы в печатный сборник 

Активное социальное развитие ребенка происходит также в сюжетной игре. В проведенных исследованиях направленных на изучение игрового поведения детей с разными видами детских игрушек, было доказано, что играя с различными творческими конструкторами (лего, деревянные блоки, железная дорога) дети чаще играли в одиночестве, а  играя с сюжетными игрушками (костюмы, зайка, плюшевый мишка и др.) дети предпочитали совместное взаимодействие со сверстниками. Сходные результаты были получены и в исследовании, где анализировались игры с различными материалами по трем основным шкалам: мышление/обучение, креативность/воображение, социальное взаимодействие. По результатам полученных данных, сюжетные игрушки получили  более высокие оценки по социальной шкале, нежели различные головоломки, математические игры, пазлы и краски.

Для развития социально-коммуникативной сферы ребенка хорошо подходят игры с мягкими игрушками, куклами, театральными игрушками-персонажами. Это нашло отражение в новом исследовании: в таких играх активируются те же зоны коры головного мозга, которые активны у детей в процессе их социального взаимодействия. Таким образом, благодаря экспериментам доказана уникальность и ценность образной игрушки для развития детей. Игрушка-персонаж выступает предметом идентификации, а также объектом проекции, часто дети наделяют ее психическим содержанием, значимым для них. Играя с игрушкой, ребенок учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. Взаимодействуя с игрушкой, дошкольник исследует окружающий мир, выражает свои чувства, учится общаться и познавать себя. Дошкольник переживает с игрушками все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Важно отметить, что необходимо четко различать полезные и вредные игрушки. Последние могут побуждать чувства насилия, агрессивности и жестокости, а также оказывать негативное влияние на неокрепшую психику дошкольника. К таким современным анти-игрушкам можно отнести: роботы – трансформеры,  куклы-мумии, Бэтман, Человек-паук, Хагги-Вагги. Данные игрушки вызывают накопление агрессивных фантазий ребенка, которые могут реализоваться в жизни по отношению к более слабым – животным, больным или маленьким детям. Полезная игрушка ставит перед собой воспитательную задачу – учит добру и красоте, пониманию, сопереживанию. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла.

Нельзя не отметить оставить роль игрушки на развитие познавательных способностей ребенка. К познавательным способностям относят сенсорные, интеллектуальные и творческие.  Основой умственного развития выступают сенсорные способности, которые отвечают за восприятие предметов и их качеств. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра, поэтому и все перцептивные действия осуществляются с игрушками. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их. Основу интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей. К практическим способностям относят конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану и без него. Эти способности лежат в основе конструктивной деятельности.

Для развития конструктивных способностей детям необходимо предоставлять возможность заниматься с различными видами конструкторов, пазлами, головоломками, строительным материалом, игрушками, которые можно разбирать и собирать по частям.

Таким образом, игрушка является средством  общения и психического развития детей дошкольного возраста. Она  оказывает огромное влияние на психику  ребенка. Игрушка – это не только предмет  для забавы. Она несет в себе огромное психологическое и педагогическое значение. На это стоит обращать более пристальное внимание как  педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок  проводит именно в игре.

     Список  литературы:

  1. Рябкова И.А., Шеина Е.Г. Ролевое замещение дошкольников в игре с образными игрушка-ми // Психол. наука и образов. 2021. Т. 26 (1). С. 41–50.
  2. Смирнова Е.О., Филиппова И.В. Образная игрушка как средство развития сознания // Психол. наука и образов. 2008. № 3. С. 62–71.4.
  3. Alexander G.M., Hines M. Sex differences in re-sponse to children’s toys in nonhuman primates (Cercopithecus aethiops sabaeus) // Evol. Hum. Behav. 2002. V. 23 (6). P. 467–469.
  4. Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?: Современный ребенок в «игровой цивилизации». – М.: Данилов Благовестник, 1999
  5. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание. – 1995.-№ З.-С. 8-15.
  6. Выготский Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии // Вопр. психологии. – 1968 – № 2 – С. 149-157.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь