Готовимся к школе – играя

0
1626

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников “Готовимся к школе – играя”

Разработала и провела: Котлярук Оксана Викторовна, педагог-психолог МБДОУ детский сад № 41 комбинированного вида г. Белгорода

Участники: родители, педагоги, специалисты.

Цель: просвещение родителей в вопросах воспитания, развития и обучения дошкольников; повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах развития психических процессов.

Задачи:

  1. Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей. Установление сотрудничества и взаимопомощи.
  2. Расширить знания родителей об особенностях формирования психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.
  3. Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Осознание значимости совместного воспитания и обучения через игры, способствующие развитию познавательных процессов детей (внимание, мышление, память, речь) в домашних условиях.
  5. Развивать у родителей навыки рефлексии.

Методические приемы: монологические высказывания, диалог, игры, способствующие развитию внимания, анализ результатов.

материалы в печатный сборник 

Предварительная работа:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы.
  2. Подбор игр и игровых упражнений.
  3. Оформление стендовой информации «Готовимся к школе».
  4. Демонстрационный материал: игрушки в групповом помещении.
  5. Раздаточный материал: цветные стикеры.
  6. Материально-техническое обеспечение:
  • стулья по количеству участников;
  • письменные столы;
  • спички;
  • игрушки.

Ход семинара-практикума:

Вступление:

Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть сегодня здесь, с нами. Сегодня мы продолжим с вами разговор о готовности детей к школе.

Приветствие:

Педагог-психолог: – Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «нет», если не согласны. Проводится игра «Да – нет»

Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (ДА)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (НЕТ)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (ДА)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (НЕТ)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (ДА)

Мини-лекция

Педагог-психолог: – У многих родителей поступление ребенка в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни каждого ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе, главным в его жизни становится учеба, образовательная деятельность.

Центральным компонентом готовности ребенка к школе является уровень развития познавательной сферы, который является ведущим фактором успешности овладения ребенком образовательной программой начальной школы, его социальной адаптации к новым условиям образования.

Упражнение «Серьезный момент»

О том, что начало обучения ребенка в школе — один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу ответить вас.

Приглашаем в круг участников. Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч.

Например: школа – «серьёзный момент» в жизни моего ребёнка потому, что (новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки).

Обмен впечатлениями: благодаря этому упражнению мы услышали ваши тревоги и опасения перед поступлением в школу.

Мини-лекция

Педагог-психолог: Внимание – это, прежде всего, устойчивая реакция ребенка на внешнее воздействие окружающей среды. Внимание проявляется внутри восприятия, мышления. Оно- сторона всех познавательных процессов сознания: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, решаем задачу, пишем сочинения, т. е. когда повышена активность познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности.

Обычно выделяют три вида внимания:

  • непроизвольное – не требует усилий и возникает само по себе. Реакции ребенка на все яркое, шумное и необычное.
  • произвольное –формируется к 7-ми годам и развивается по мере развития человека. Ребенок умеет сосредоточиться на том, что он должен сделать, а не на том, что хочется. От таких действий требуется усидчивость, сила воли и самодисциплина.
  • послепроизвольное внимание – возникает аналогично с произвольным, однако характеризуется тем, что человек выполняет деятельность с удовольствием, вдохновением и без напряжения.

Если для вас актуален вопрос: «Как удержать внимание ребенка?» для начала следует запомнить, что в дошкольном и младшем школьном возрасте преобладает его непроизвольный вид. Заинтересовать ребенка в этот период можно чем-то новым или ярким. С началом обучения в школе важна тренировка произвольного внимания у детей. Сделать это можно с помощью повышения мотивации к обучению (поощрение, обещание награды на хорошую оценку и т.п.), а также с помощью игр и упражнений.

Упражнение «Луч внимания»

Предлагаю провести небольшой эксперимент… (педагог-психолог выключает освещение комнаты и включает фонарик, направляя луч света на разные предметы).

Скажите, когда я включаю фонарик, становится ли во всей комнате светло?.. Верно, светло только там, куда я его направляю. В психологии это называется лучик внимания. Он есть у каждого ребенка и взрослого. Но только тех людей, кто умеет правильно направить свое внимание называют внимательными. В детском саду этот лучик дети направляют на воспитателя, других педагогов, а в школе – на учителя. Это показатель того, что они внимательно слушают, а значит и запоминают информацию, переданную взрослым.

А теперь мы включим освещение в комнате и посмотрим по сторонам. А теперь света много, что происходит с внимание ребенка при данном свете?.. верно, свет идет в разные стороны, рассеивается. Как у невнимательных детей, которые рассеивают свое внимание на что угодно, не слушая взрослых. Они забывают включать лучик внимания, их интересует все, но нужную информацию к сожалению, они упускают.

Мини-лекция

Педагог-психолог: Наши дети, конечно же, верят в чудеса и волшебство. Но мы с вами уже, усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности, будем каждый день маленькими шажками и конкретными делами приближаться к намеченной цели. Как же реализовать наши желания?

Как подготовить ребенка к школьному обучению? Психологи в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре. Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество.

Важно научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.

И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе. А также эти игры можно использовать в домашнем кругу, это будет способствовать сплочению вашей семьи.

Теперь я попрошу вас стать свободными, потому что мы будем играть, как наши дети.

Что это значит? Одно из знаний этого термина – «свобода передвижения в пространстве; свобода действий или возможность проявления инициативы», делайте упор на слове СВОБОДА. Вы можете почувствовать себя свободными независимо от возраста, дав волю своим творческим желаниям.

Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить.

Практикум для родителей, проведение игр, способствующих развитию внимания:

1-Игра «Действуй по инструкции»

Педагог-психолог: – Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте.

Инструкция: потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, наклонитесь, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите «хорошо»!

– Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)

– Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)

Обмен впечатлениями: способствует развитию внимания, умению внимательно выслушивать задание до конца, закрепляет умение ориентироваться в пространстве.

2-Упражнение «Кто кем был?»

Приглашаем участников стать в круг.

Педагог-психолог поочередно бросает мяч и задает вопрос: «кем (чем) был (а) раньше … цыпленок (яйцом), лошадь (жеребёнком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечкой), шкаф (доской), рубашка (тканью), дом (кирпичом), собака (щенком), хлеб (мукой), листок (почкой)».

Обмен впечатлениями: В этой игре у ребенка развивается умение внимательно выслушивать вопрос и быстро на него ответить.

3 – Игра «Менялки»

Участники стоят в кругу.

Инструкция: Каждый держит в руках по одной игрушке, все участники встают в круг. Водящий поворачивается к игрокам спиной, и пока он считает до 10, некоторые участники молча меняются игрушками (только 1 раз). Водящий входит внутрь круга и старается угадать, кто с кем поменялся. О количестве попыток, которые даются водящему, можно договориться заранее.

Обмен впечатлениями: данная игра учит ребенка взаимодействию с окружающими; используя вербальные и невербальные средства общения учит установлению зрительного контакта.

4 – Игра «Сказочники»

Участники сидят на своих местах.

Инструкция: читаем сказку по частям (1-2 предложения), потом задает вопросы по смыслу.

Пример 1: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны.» – Что у солдата за спиной? Что у него на боку?

За каждый правильный ответ – фишка. Сколько фишек сегодня, сколько завтра? Эта игра сослужит хорошую службу ребенку в школе.

Пример 2: «Как любая девочка, Маленькая Баба-Яга была очень любопытная. Обожала все новое. Иногда от любопытства она даже превращалась в сороку.». – какой была Маленькая Баба-яга? Что она обожала? В кого она превращалась от любопытства?

Обмен впечатлениями: данная игра развивает память и слуховое внимание.

5 – «Опиши друга»

Приглашаем в круг двух участников.

Инструкция: двое взрослых становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого;

В подведении итога выясняем кто оказался точнее при описании друг друга.

Обмен впечатлениями: данная игра развивает зрительное внимание, интерес к сверстнику.

6 – Игра «Сделай как я!»

Проводим игру за столами в парах.

Инструкция: – Играем парами. Первоначально у каждого по 6 спичек.

Один, ведущий, выкладывает из шести спичек произвольную композицию, затем на 1-2 секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15 штук.

Обмен впечатлениями: данная игра увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).

Заключение: – Наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что данные игры будут способствовать эффективному развитию детей. Помните, что правильно подобранная игра способствует дружескому общению родителей с детьми, налаживанию теплых и доверительных отношений.

Рефлексия: – Спасибо за внимание, за ваше активное участие в нашей встрече. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями и подвести итог нашей встречи.

Родителям раздаются цветовые стикеры для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы:

  • Желтый – В дальнейшем я буду использовать данные игры со своим ребенком?
  • Синий – Мне было скучно.
  • Красный – Ничего нового не узнал.

На чистом листе можете написать Ваши пожелания педагогам, педагогу-психологу и положить в педагогический сундучок.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь