Никитенко Екатерина Анатольевна
Халеева Светлана Владимировна
Воспитатели
МАОУ «ОК «Лицей № 3» имени С. П. Угаровой» ОДО д/с «Теремок»
г. Старый Оскол
В последнее время заметно усилился интерес многих исследователей и широкой общественности к воспитанию патриотического отношения к традиционной православной культуре русского народа. Интерес к изучению семьи и семейной жизни русского народа имеет давнюю педагогическую и историографическую традицию. Президентские проекты «Здоровье» и «Образование» направлены на решение проблемных вопросов патриотического и семейного воспитания, на возрождение православных традиций семейного воспитания и укрепления семьи как социально значимой доминанты русской соборности. Интерес к проблеме сохранения социального института семьи подтверждается фактом установления международного Дня семьи, датой которого избрано – 15 мая и Дня православной семьи – 7 июня, день Петра и Февроньи.
Возрастосообразный принцип, который регламентирован Федеральным государственным стандартом, ставит вопрос о природе и характере половых различий, который нельзя рассматривать вне их общественной оценки. Биологическая равноценность мужского и женского пола не означает их идентичности, напротив, именно в различиях между ними и заключается смысл существования полов.
Даже вполне нормальное биологическое развитие, по справедливому замечанию известного психолога И.С.Кона, само по себе еще не делает человека мужчиной или женщиной. Чувство и сознание своей половой принадлежности формируется только через общение с другими людьми, под влиянием воспитания и широкого круга социальных условий, и прежде всего семьи. Сама природа сформировала различия, которые в процессе жизни за много веков определили их роли и обязанности. Одно из основных призваний женщин – материнство, и это не может не накладывать глубочайшего отпечатка на всю ее личность.
Десятилетия зарубежные и советские психологи ревностно выступали за уравнительство полов. Они считали, что представители обоих полов имеют огромное сходство в поведении и во всех областях трудовой деятельности. Но жизнь выдвинула актуальный гендерный подход. Один из первых стал заниматься проблемой нетождественности полов И.С. Кон. В своей работе «Психология половых различий» он подчеркивает и раскрывает всю важность и необходимость знаний, связанных с гендерными особенностями личности ребенка.
Воспитание с учетом половой принадлежности предполагает знание специфических для мужского и женского пола интересов и склонностей; особенностей реакции на воздействие, в том числе и конфликтных; взаимного интереса, проявляемого мальчиками и девочками, юношами и девушками; их особенностями – как общеполовых, так и возрастных, индивидуальных. В становлении половозрастных особенностей детей большую роль, наряду с биологическими факторами, играют социальные ожидания, полоролевые стереотипы в обществе, направленное воспитание детей разного пола. Гендерное воспитание также предполагает и ориентацию на жизненные роли, обязанности, которые будут появляться с созданием своей семьи и детей. По мнению медиков, утрата чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека: происходит «деперсонализация», потеря своего «Я», своего места среди людей.
В заключение исследования вопроса гендерного воспитания в современной науке, можно сделать вывод о том, что целью гендерного подхода в образовании и воспитании выступает деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия.