Баранова Нина Анатольевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 31 «Журавлик»
В современном мире часто возникает вопрос, необходимо ли какое-то особенное гендерное воспитание дошкольникам. В последнее время педагоги часто говорят о воспитании как гармоничной картине, где учтены все аспекты развития личности, что подразумевает педагогическую работу с детьми, учитывающую не только их биологический пол, но и социальный – «гендер». Что же такое гендер?
В переводе с английского «gender» обозначает «род», «пол». Но это не просто различие между девочками и мальчиками. В отличие от понятия «пол», отвечающее за биологические функции человека, гендер – это «социальный пол». Он не даётся с рождения, а формируется в процессе воспитания личности. В понятие «гендер» включается богатая палитра различий между мужчинами и женщинами.
«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»
Изучение гендерной идентичности, ролей, стереотипов и формирование здорового взгляда на свой пол, и своё «я» начинается достаточно рано. Поэтому в детском саду обязательно должно уделяться внимание гендерному воспитанию, практическая реализация которого осуществляется силами как воспитателей, педагогов и психологов, так и родителей.
Гендерная дифференциация – это процесс, когда ребёнок осознаёт и усваивает свою принадлежность к мужскому или женскому полу, и это осознание становится неотъемлемым качеством личности. Воспитанник понимает, как сходство и общность с людьми своего пола, так и своё отличие от других.
Гендерный подход в воспитании детей — особая тактика в воспитании ребёнка, при которой учитываются особенности и характеристики пола, вследствие чего у ребёнка создаются гармоничные представления о качествах, которые различают мужчин и женщин. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребёнка, не подстраивая педагогический процесс под обобщённые представления о девочках и мальчиках.
Цель гендерного воспитания – формирование способности к самореализации у детей в процессе воспитания независимо от их пола, а также усвоение ими ценностей, не зависящих от социальных ролей. Важность гендерного воспитания заключается в формировании концепции стабильности собственного пола ребёнка – «я девочка», «я мальчик».
Как реализовать гендерное воспитание в различных возрастных группах детского сада? Главным видом деятельности в возрасте от трёх до шести лет является игра. Метод игры широко используется педагогами дошкольных учреждений, потому что именно так возможно наиболее эффективно создать ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В различных группах могут применяться приёмы, направленные на конкретные возрастные задачи, но в целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель – развитие знаний детей о принадлежности к соответствующему полу, гендерных представлений.
Для реализации этой цели педагог перед собой ставит образовательные, развивающие, воспитательные задачи:
Для примера, для реализации образовательных задач можно читать с детьми сказки, в которой затронута семейная жизнь персонажей (здесь подойдут любые сказки А.С. Пушкина) или взаимоотношения между героями разного пола (например, герои Буратино и Мальвина в «Сказке о золотом ключике»). После прочтения книги, важно провести беседу с воспитанниками, узнать, как они понимают прочитанное.
Для реализации развивающих задач можно применять упражнения и задачи на логику и умение классифицировать (на примере предметов гардероба – кто какую носит одежду, обувь, головные уборы), различные музыкальные развивающие игры, задания на умение выделять отличительные признаки, которые имеются у девочек и мальчиков.
Для реализации воспитательных задач отвечают задания на формирование отношений между детьми вне зависимости от их пола на основе доброжелательности и взаимопомощи, умение проявлять внимание и участие друг к другу.
При гендерном подходе важно соблюдать нюансы воспитания мальчиков и девочек, которые обусловлены особенностями их развития. Специалисты определяют ранний дошкольный возраст (2-3, 3,5 лет) как время, когда девочки и мальчики начинают осознавать, кто они, и обозначать себя, принимать свою гендерную роль. В позднем дошкольном возрасте (4-7 лет) дети понимают, что девочки вырастут женщинами, мальчики – мужчинами, то есть у них сформирована гендерная устойчивость.
Для облегчения детьми принятия собственной гендерной идентичности воспитатели и родители должны учитывать психологические отличия и особенности развития мальчиков и девочек.
Педагоги также должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитателям-женщинам трудно понять сторону жизни мальчика. Необходимо побуждать мальчиков выражать свои эмоции, обсуждать с ними их чувства. Если в группе имеются мальчики с задатками лидеров, непременно пристально изучите девочек, бывает, что девочке с лидерским потенциалом не даёт раскрыться мужское доминирование, дайте ей возможность проявить себя. Есть мнение, что у девочек нужно дополнительно стимулировать крупную моторику (спортивные игры, кегли, мяч), у мальчиков – мелкую (конструкторы, кубики, шнуровки и проч.). Прежде чем проводить занятие по гендерному воспитанию с дошкольниками, нужно: определить тему, поставить цель и методы, а также задачи, составить конспект, где излагается краткое содержание занятия.
При помощи конспекта воспитатель формирует структуру всего занятия, определяет, сколько времени отвести на ту или иную смысловую часть. Обычно занятия по гендерному воспитанию ориентируются на временные рамки творческих занятий. В составлении собственного конспекта воспитателю, в зависимости от выбранной темы занятия, нужно обдумать варианты формулировок цели, определить задачи, требующие решения методом занятия. В конспекте должны быть краткие описания используемых на занятии игр, упражнений, заданий по творческому труду, тексты загадок, стихов, считалок. Также воспитатель указывает, какое используется музыкальное сопровождение.
Понимание детьми дошкольного возраста собственной гендерной идентичности не происходит само по себе. Осознание «я мальчик» и «я девочка» формируется у детей, благодаря полученному в семье и детском саду воспитанию. А использование гендерного подхода в дошкольном учреждении существенно повышает эффективность воспитательной работы, как для девочек, так и для мальчиков.