Гендерное воспитание детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая “совместность” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательно и по стилю система воспитания феминизирована, как педагогическими кадрами, так и имеет место семейная феминизация (50% детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно неприемлемо для мальчиков. Поэтому тема гендерной идентификации детей дошкольного возраста в ДОУ в условиях введения ФГОС и в семье особенно актуальна в настоящее время.
На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей.
Во-первых, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Во-вторых, в условиях образовательного пространства девочки и мальчики воспитываются в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму.
В-третьих, родители, как правило, имеют недостаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. Не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка неправильного гендерного самосознания.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребенка существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе. Огромной силой в этом смысле обладает игра по сюжетам, отражающим воззрения народа. В якутской этнокультуре самое главное – это сила мужских и женских образов, обладающих большим воспитательным потенциалом. С целью достижения более высоких результатов в нашем детском саду используем сюжеты и образы народа саха. Об этом уже издано несколько научных трудов и методических пособий (Р.Я. Антонова, М.И. Баишева, А.А. Григорьева, М.М. Прокопьева). Обозначенная нами тема гендерного воспитания через сюжетно-ролевые игры, отражающего региональный компонент, особенно важна, так как практически нет источников по данному вопросу.
Цель нашего опыта: выявить особенности реализации регионального компонента образовательной работы по гендерному воспитанию дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр.
Нами были поставлены задачи:
1. Определить сущность гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
2. Выявить содержание работы по гендерному воспитанию детей посредством сюжетно-ролевых игр этнокультурного содержания.
3. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса развития личности мальчиков и девочек с учётом этнокультуры.
Также мы попросили оценить родителей личностные качества мальчиков (девочек) с учетом традиций народа саха.
Родителям были предложены следующие вопросы:
1.Знакомы ли вы с традициями народа саха?
2.Используете ли вы в практике воспитания своих мальчиков (девочек) традиции народа саха? Если да, то, как часто?
3.Известны ли вам якутские народные игры, развлечения для мальчиков(девочек), и какие именно?
4.Используете ли вы в воспитании мальчиков (девочек) якутские игры, развлечения?
5.Что в вашем понятии является воспитанием мужественности (женственности)?
6.Какие личностные качества мальчика (девочки) являются для вас ведущими в воспитании вашего ребенка?
С учётом этого, нами поставлена цель: развитие полоролевых качеств мальчиков и девочек на материале героического эпоса олонхо, воплотившего идеалы мужественности и женственности. Сюжетно-ролевая игра для ребенка – это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола. Исходя из этого, для обеспечения эффективных путей гендерного воспитания использовали различные сюжетно-ролевые игры. В нашей группе оформлены альбомы «Наши мамы», «Наши папы» дети с любопытством их рассматривают, показывают сверстникам, передают полученные от родителей знания, с гордостью сообщая: «Это моя мама! («Это мой папа!»). Совместно с родителями дети делали дома атрибуты для сюжетно-ролевых игр:
«Эр Соготох», «Эрчимэн Бэргэн», «Богатыри олонхо», «Человек Айыы», «Подвиг Нюргун Боотура», «Ат буолан сырсыы», «Дьөһегей оонньуулара», «Дорожные движение» – мальчикам;
«Будущая хозяйка усадьбы», «Одеваем Айту», «Сайылыкка», «В хотоне», «У камелька», «Одежда для охоты», «Шьем платье халадай», «Вкусный саламат» – девочкам.
Для игровой деятельности мальчиков мы постоянно пополняем и обновляем систему сюжетно-ролевых игр: «Сенокосчики», «На охоте», «Муҥхаһыттар», «Балыксыттар», «Оленье стадо», «Дороги», «Железнодорожники» и др. Для маленьких «хозяек» предусмотрели игры – «Парикмахерская», «Врач», «Скорая помощь», «Ателье» и др. Но сложность в том, что в играх дошкольников роль только будущего папы (только мамы) явно недостаточна. Для организации совместных игр детей мы вводим игры, в которых дети учатся взаимодействовать без жестких гендерных рамок – «Магазин», «Зоопарк», «Поликлиника», «Библиотека», «Повар». В том числе и по семейно-бытовой тематике – «Ожидаем гостей», «Поездка семьи за город», «День рождения» и другие. Итак, формирование гендерной устойчивости дошкольника зависит: от воспитательного процесса в дошкольном учреждении, компетентной подготовленности педагогического персонала и семьи, с моделью межличностных отношений, поведения взрослого, как пример для подражания, с их традициями и установками.
Список использованной литературы:
1.Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. – Якутск: Ситим, 1995. – 112 с.
2.Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. – Якутск, 1979. – 124 c.
3.Григорьева А.А., В.И. Сметанина Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Наука, 2003. – 149 с.
4.Климина Л.В. Теоретические основы реализации гендерного подхода в современном дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 5. – С. 91-9
5.Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспитании детей. – Пермь, 1996. – 398 с.
6.Панфилова М.А. Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье. – М.: Издательский цент «Академия», 2009. – 306с.