Формы совместной деятельности педагогов и дошкольников

Статья для конкурса по ранней профориентации дошкольников

0
1096

Рамазанова Сефият Сиражутдиновна
Мальцева Юлия Васильевна
воспитатели
МБДОУ детский сад №24 «Берёзка»
Г. Старый Оскол

Материал участвует в Муниципальном практико-ориентированном конкурсе профессионального мастерства педагогов ДОУ в рамках муниципального научно-практического семинара «Ранняя профориентация дошкольников»

Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы. Они предполагают активное взаимодействие педагога и дошкольника, а также детей между собой.
Независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным. Желательно, чтобы информация о ней состояла из таких компонентов:
• название вида деятельности;
• места работы;
• орудия труда и материалы для него;
• рабочая одежда (форма);
• обязанности работника;
• черты характера и личностные качества;
• плоды труда и его польза для людей.
Следует не только акцентировать внимание детей на каждом из этих информационных блоков, но и побуждать их к обратной связи. Для этого нужно с помощью наводящих вопросов подталкивать их к самостоятельным рассуждениям и выводам (например, «Как вы думаете, почему у врача халат белого, а не черного цвета?»).

Экскурсия

Для экскурсии с профориентационной целью воспитатели ДОУ обычно выбирают какое-либо предприятие или учреждение. К примеру, можно отвести детей в ближайший магазин или супермаркет и познакомить их с профессиями продавца-консультанта и кассира. Если такой возможности нет (в связи с карантином либо другими ограничениями), можно устроить экскурсию в рамках детского сада: организованно посетить с воспитанниками кухню, кабинет медсестры, рабочее место завхоза и директора.
При отсутствии возможности организовать настоящую экскурсию можно провести виртуальную. Эта форма обучения предполагает наблюдение за деятельностью реально существующего предприятия или организации посредством интернет-трансляции или просмотра видеосюжета. К примеру, пожарная часть в городе не всегда доступна для посещения с группой дошкольников 5-6-летнего возраста. В случае отказа воспитатель может договориться о виртуальной экскурсии, чтобы дети могли посмотреть, чем занимаются пожарники, или показать воспитанникам заранее записанный сюжет о работе в части.
В процессе экскурсий следует концентрировать внимание дошкольников на личности представителя конкретной профессии, на том, как он относится к своей работе и его взаимоотношениях с коллегами. После возвращения в детский сад нужно обязательно устраивать обсуждение увиденного – пусть дети расскажут, что им больше всего понравилось и запомнилось.

Наблюдение
Наблюдение – вспомогательная форма профориентационной работы. Она всегда задействуется в комплексе с основной – экскурсией, выставкой или игрой. Представляет собой организованный воспитателем процесс восприятия дошкольниками объектов и субъектов, которые их окружают. Для достижения желаемых результатов он должен быть достаточно продолжительным и регулярно повторяемым.
Основная цель наблюдения в рамках профессиональной ориентации – получение практически значимой информации о профессии и орудиях труда, их предназначении и применении. К примеру, непосредственно в ДОУ дети могут наблюдать за работой медсестры прямо в ее кабинете во время выполнения обязанностей.

Беседа
Беседа – одна из наиболее часто применяемых форм профориентационной работы в ДОУ. Обсуждение с детьми конкретной профессии проходит организованно и целенаправленно. Педагог выступает в роли модератора и заранее продумывает перечень вопросов, чтобы побудить воспитанников к самостоятельным размышлениям и умозаключениям.
Дети могут беседовать не только со своим воспитателем, но и с представителями различных профессий. Для этого обычно проводится мероприятие «Встречи с интересными людьми». Личное знакомство и общение дошкольников с ними помогает ярче представить специфику того или иного вида деятельности и понять, нравится это или нет. Прежде всего педагог просит о содействии родителей (опекунов) воспитанников, которые могут посетить ДОУ и доступно рассказать об особенностях своей профессии.

материалы в печатный сборник 

Выставка
Тематическая выставка – отличное подспорье в профориентационной работе воспитателя, а также способ публичной демонстрации достижений детей и педагогов ДОУ. Участие в таком мероприятии позволяет обрести опыт самостоятельной деятельности, обучиться презентации результатов своего труда.
Самым маленьким можно предложить нарисовать либо вылепить сельскохозяйственную продукцию (овощи, фрукты) или сделать из конструктора ферму для животных. Все работы обязательно должны быть представлены в экспозиции с кратким информационным сопровождением со стороны воспитателя и использоваться затем в процессе игры. Выставки на тему «Вернисаж профессий» либо «Кем я хочу стать» следует проводить регулярно (по меньшей мере раз в год), чтобы отслеживать склонности воспитанников и уровень их информированности о видах деятельности.

Игра
Игра – основное занятие дошкольника, которому он посвящает львиную долю своего времени. Значит, она идеально подходит для формирования у детей понятия о разных профессиях. Среди множества видов игр стоит предпочесть сюжетно-ролевую, так как именно она позволяет полноценно воспроизвести реалии мира взрослых. Воспитанники ДОУ могут самостоятельно или с помощью воспитателя моделировать ситуации «на рабочем месте», перевоплощаясь в своих родителей, близких родственников или знакомых.
Сюжетно-ролевые игры варьируются в зависимости от уровня сложности и возраста детей разных групп. Пространство для них должно быть организовано грамотно и содержать:
• игровое оборудование для имитации элементарных трудовых действий (атрибутика профессий: ширмы, моделирующие экстерьер разных предприятий, рабочая форма и игрушечные орудия труда);
• игрушки и инструменты для творчества и созидания (конструкторы разных типов, автомобильные треки, масса для лепки, магнитные доски и так далее);
• современные технические средства моделирования игровых ситуаций с помощью педагога (проектор, интерактивная доска и другие).

Литература
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ;
2. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005г.;
3. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.;
4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004г.;
5. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012 № 3;
6. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2011.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь