Формирование здорового образа жизни через внедрение здоровьесберегающих технологий

0
4109

Кандаурова Людмила Ивановна
воспитатель
МБДОУ ДС №72 «Акварель»
Старооскольского городского округа

 

 

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.

Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий. Тем более что федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает новые требования к выпускнику дошкольного учреждения: здоровый ребенок – это, прежде всего, «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».

Руководствуясь основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ детского сада №72 «Акварель», за основу которой взята программа «Радуга» под редакцией Е. Н. Соловьевой, работа в группе направлена на достижение трех основных задач:

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки ЗОЖ;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
материалы в печатный сборник 

 Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте.

В связи с этим для повышения результативности всей образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности, в целях формирования основ здорового образа жизни у дошкольников, использую следующие современные здоровьесберегающие технологии, отражающие две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре;
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

В дошкольном учреждении современные здоровьесберегающие педагогические технологии различаются видами, временем проведения в режиме дня и особенностью методикой проведения, поэтому особое внимание в работе с детьми уделяю технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Динамические паузы (физкультминутки) провожу во время организованной образовательной деятельности, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Часто включаю в динамические паузы элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры использую как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и со средней степенью подвижности. Игры подбираю в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем.

Релаксация. Можно проводить в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, определяю интенсивность технологии. В своей деятельности использую как классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), так и звуки природы.

Пальчиковая гимнастика полезна для всех, но больше в ней нуждаются те дети, у которых наблюдается речевая задержка. Развивая руку ребенка, тем самым активизирую речевую моторику и подготавливаю руку детей к письму. (В. Цвынтарный, Нищева).

Гимнастика дыхательная стала неотъемлемой частью оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. От правильного дыхания в значительной степени зависит здоровье детей. Для дыхательных упражнений использую в своей работе не только воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз), но и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т. д.). При проведении дыхательных упражнений, часто применяю звуковое подражание, например, как шумят листья: ш-ш-ш и т. д., тем самым автоматизируем звуки родного языка.

Зрительная гимнастика в моей деятельности направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз – это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем. Например, «Письмо носом»: закрыть глаза и, используя нос, как кисточку, рисовать им в воздухе. (Базарный)

При проведении гимнастики пробуждения использую различную форму проведения: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий дошкольного учреждения.   

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Комплексы упражнений для утренней гимнастики в нашей группе меняются каждые две недели, проводятся систематически и ежедневно.

При проведении образовательной деятельности по физической культуре в нашем дошкольном учреждении используется программа Л.Н. Волошиной «Играйте на здоровье».

Прежде чем использовать самомассаж, как здоровьесберегающую технологию, объясняю ребенку серьезность процедуры и даю детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму, так как, самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой ребенок, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус, избавляется от усталости и спасает себя от возможных заболеваний. Иными словами, самомассаж – это возможность человека помочь самому себе.

  • Ручной самомассаж производим с помощью собственных рук. При проведении ручного самомассажа используем приёмы, как классического массажа (поглаживание, растирание, разминание), так и элементы точечного, линейного массажа.
  • Самомассаж с помощью немеханизированных устройств (массажные мячи).
  • Щётки с ворсом различной жесткости, махровые варежки.
  • Массажные коврики. Они могут применяться в любых условиях: после сна, перед занятиями физкультурой или после них.

При игровом самомассаже для частей тела использую следующие приемы:

  1. Поглаживание – легкий поверхностный прием, при котором кисть руки, плотно прилегая к телу, скользит медленно, ритмично, всегда по ходу тока лимфы.
  2. Растирание – энергичное, со значительным давлением действия на ткани. Причем кожа вместе с глубоко лежащими тканями растираю в различных направлениях, необязательно по направлению тока лимфы.
  3. Разминание – основной прием, который осуществляю короткими движениями рук, но с большим, чем при растирании, давлением.
  4. Поколачивание – прием, выполняемый подушечками одного или четырех пальцев как двумя, так и одной рукой. (А. Уманская, А. В. Стахеева).

Организуя активный отдых детей, стараюсь поднять эмоциональную сферу дошкольника, сформировать умение общаться и дружить.

Коррекционные технологии.

Артикуляционная гимнастика готовит органы речи наших воспитанников к правильному произношению звуков родного языка. Следует отметить, что это огромный каждодневный труд. Чтобы ребенку было интересно, создаю игровое настроение, похвалить его за старание. Если у ребенка что-то не получается, нужно дать ему время – и он обязательно научится. Ежедневный труд приносит положительные результаты: если в начале работы движения языка и губ были напряженными, то постепенно скованность исчезает, движения становятся свободными и координированными. (О. И. Крупенчук, Е. Колесникова, Н. В. Новоторцева) 

Технологии музыкального воздействия использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Большое значение по вопросам охраны и укрепления здоровья детей имеет взаимодействие ДОУ с семьей.

Данная работа заключается в приобщении родителей к участию в жизни детского сада и группы.  С родителями организовываю массовые мероприятия (соревнования, спортивные и музыкальные праздники, Дни и Недели здоровья, всевозможные акции и т. д.). В родительском уголке освещаю вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры и т. д.).

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь