Кандаурова Людмила Ивановна
воспитатель
МБДОУ ДС №72 «Акварель»
Старооскольского городского округа
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.
Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий. Тем более что федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает новые требования к выпускнику дошкольного учреждения: здоровый ребенок – это, прежде всего, «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».
Руководствуясь основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ детского сада №72 «Акварель», за основу которой взята программа «Радуга» под редакцией Е. Н. Соловьевой, работа в группе направлена на достижение трех основных задач:
- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки ЗОЖ;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте.
В связи с этим для повышения результативности всей образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности, в целях формирования основ здорового образа жизни у дошкольников, использую следующие современные здоровьесберегающие технологии, отражающие две линии оздоровительно-развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре;
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
В дошкольном учреждении современные здоровьесберегающие педагогические технологии различаются видами, временем проведения в режиме дня и особенностью методикой проведения, поэтому особое внимание в работе с детьми уделяю технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Динамические паузы (физкультминутки) провожу во время организованной образовательной деятельности, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Часто включаю в динамические паузы элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры использую как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и со средней степенью подвижности. Игры подбираю в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем.
Релаксация. Можно проводить в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, определяю интенсивность технологии. В своей деятельности использую как классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), так и звуки природы.
Пальчиковая гимнастика полезна для всех, но больше в ней нуждаются те дети, у которых наблюдается речевая задержка. Развивая руку ребенка, тем самым активизирую речевую моторику и подготавливаю руку детей к письму. (В. Цвынтарный, Нищева).
Гимнастика дыхательная стала неотъемлемой частью оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. От правильного дыхания в значительной степени зависит здоровье детей. Для дыхательных упражнений использую в своей работе не только воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз), но и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т. д.). При проведении дыхательных упражнений, часто применяю звуковое подражание, например, как шумят листья: ш-ш-ш и т. д., тем самым автоматизируем звуки родного языка.
Зрительная гимнастика в моей деятельности направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз – это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем. Например, «Письмо носом»: закрыть глаза и, используя нос, как кисточку, рисовать им в воздухе. (Базарный)
При проведении гимнастики пробуждения использую различную форму проведения: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий дошкольного учреждения.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Комплексы упражнений для утренней гимнастики в нашей группе меняются каждые две недели, проводятся систематически и ежедневно.
При проведении образовательной деятельности по физической культуре в нашем дошкольном учреждении используется программа Л.Н. Волошиной «Играйте на здоровье».
Прежде чем использовать самомассаж, как здоровьесберегающую технологию, объясняю ребенку серьезность процедуры и даю детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму, так как, самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой ребенок, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус, избавляется от усталости и спасает себя от возможных заболеваний. Иными словами, самомассаж – это возможность человека помочь самому себе.
- Ручной самомассаж производим с помощью собственных рук. При проведении ручного самомассажа используем приёмы, как классического массажа (поглаживание, растирание, разминание), так и элементы точечного, линейного массажа.
- Самомассаж с помощью немеханизированных устройств (массажные мячи).
- Щётки с ворсом различной жесткости, махровые варежки.
- Массажные коврики. Они могут применяться в любых условиях: после сна, перед занятиями физкультурой или после них.
При игровом самомассаже для частей тела использую следующие приемы:
- Поглаживание – легкий поверхностный прием, при котором кисть руки, плотно прилегая к телу, скользит медленно, ритмично, всегда по ходу тока лимфы.
- Растирание – энергичное, со значительным давлением действия на ткани. Причем кожа вместе с глубоко лежащими тканями растираю в различных направлениях, необязательно по направлению тока лимфы.
- Разминание – основной прием, который осуществляю короткими движениями рук, но с большим, чем при растирании, давлением.
- Поколачивание – прием, выполняемый подушечками одного или четырех пальцев как двумя, так и одной рукой. (А. Уманская, А. В. Стахеева).
Организуя активный отдых детей, стараюсь поднять эмоциональную сферу дошкольника, сформировать умение общаться и дружить.
Коррекционные технологии.
Артикуляционная гимнастика готовит органы речи наших воспитанников к правильному произношению звуков родного языка. Следует отметить, что это огромный каждодневный труд. Чтобы ребенку было интересно, создаю игровое настроение, похвалить его за старание. Если у ребенка что-то не получается, нужно дать ему время – и он обязательно научится. Ежедневный труд приносит положительные результаты: если в начале работы движения языка и губ были напряженными, то постепенно скованность исчезает, движения становятся свободными и координированными. (О. И. Крупенчук, Е. Колесникова, Н. В. Новоторцева)
Технологии музыкального воздействия использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Большое значение по вопросам охраны и укрепления здоровья детей имеет взаимодействие ДОУ с семьей.
Данная работа заключается в приобщении родителей к участию в жизни детского сада и группы. С родителями организовываю массовые мероприятия (соревнования, спортивные и музыкальные праздники, Дни и Недели здоровья, всевозможные акции и т. д.). В родительском уголке освещаю вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры и т. д.).
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.