Проскурина Наталия Егоровна
Ключникова Елена Васильевна
Гребенщикова Татьяна Егоровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»
г. Старый Оскол
Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРУШКИ
Речь является особой формой общения людей, которое осуществляется через употребление разнообразных языковых средств.
Языковые средства – словарный запас, звуковой состав слов, грамматическая система, структура предложений – усваивается с самого раннего детства.
Основной задачей коммуникативных способностей детей в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО является развитие активного словарного запаса.
Дети, как правило, проводят мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора). Все реже слышат от мамы колыбельные на ночь, сказки. Поэтому речь ребенка скудна и односложна. В ней все больше преобладает отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, а также отсутствие культуры речи, плохая дикция.
Игрушка является важнейшим средством для развития коммуникативных способностей детей в связи с психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
На протяжении всего детства у ребенка развивается способность к зрительному восприятию игрушки, он начинает с нею «работать», выделяя компоненты для анализа и синтеза.
В нашей группе есть подбор мелких игрушек по видам и категориям, наборы игрушек, представленных в виде лото. Игрушки расположены в доступном для воспитателей и детей месте. Для каждой темы своя папка, что помогает педагогу в любой момент найти нужную игрушку.
Практическую деятельность педагоги планируют следующим образом:
1) Обогащение предметно-пространственной среды за счет подбора игрушек, соответствующих возрасту.
2) Разработка и проведение системы непосредственно-образовательной деятельности с использованием разнообразных приемов:
- – рассматривание двух пар предметных игрушек;
- – рассматривание предметных игрушек из серии «Домашние животные»;
- – рассматривание предметных игрушек из серии «Животные и их детеныши»;
- – рассматривание тематических игрушек «Овощи»;
- – рассматривание сюжетных игрушек с последующим рассказом воспитателя;
- – предложить рассказать о том, что нарисовано на игрушке.
Первый цикл непосредственно-образовательной деятельности посвящен работе с парными предметными игрушками: «Игрушки для Миши и Мишутки». Здесь педагоги учат подбирать игрушки (по словесному указанию) на основании величины изображенного предмета. Побуждает детей называть предметы и их величину.
Затем создали развивающую ситуацию «Кто с нами рядом живет?» с целью рассматривания и узнавания на игрушках животных, живущих рядом с человеком («кошка», «собака», «корова», «коза», «лошадь»), с последующим обсуждением всех деталей изображения. При этом использовались фольклорные сюжеты, отражающие отношение человека к братьям нашим меньшим. У детей закрепили умение правильно показывать изображения по названию и внешнему виду.
Следующая игровая ситуация: «Животные и их детеныши», целью которой является закрепление знаний о домашних животных и знакомство с их детенышами. Ввести в понимаемую, а затем и активную речь существительное с обобщающим значением: «детеныш» и «детеныши». Детям был предложен рассказ воспитателя о «больших» и «маленьких» в животном мире, сравнивая их с человеком. Дети с удовольствием рассматривали игрушки с изображенными на них животными и их детенышами.
При разыгрывании образовательной ситуации «Покупка овощей», у детей закрепляются знания об огородных культурах.
3) Планирование индивидуальной работы с детьми:
- – проведение дидактической игры «Лото»;
- – чтение потешек;
- – театрализованная деятельность;
- – проведение дидактических игр с использованием игрушек;
- – чтение произведений с использованием предметных игрушек.
Что способствовало обогащению как пассивного, так и активного словаря детей.
Таким образом, в соответствии с ФГОС при решении задач развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через различные виды деятельности с использованием игрушки, проводиться углубленная работа: учет возрастных особенностей восприятия детей третьего – четвертого года жизни (использование ярких, красочных, доступных для возраста игрушек); индивидуальная работа; чтение художественной литературы, используя разнообразие форм и методов работы, опираясь на индивидуальный речевой уровень детей; театрализованная деятельность; работа с родителями.
Дети учатся использовать в собственной речи названия предметов и объектов близкого окружения, их назначение, действия с ними, ярко выраженные части и свойства.
Речевое воспитание детей – одна из важных составляющих общего развития ребенка. Чтобы осуществлять речевое воспитание детей, необходим постоянный поиск эффективных средств развития активного словарного запаса детей.