ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
899

Проскурина Наталия Егоровна
Ключникова Елена Васильевна
Гребенщикова Татьяна Егоровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»
г. Старый Оскол

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРУШКИ

 

Речь является особой формой общения людей, которое осуществляется через употребление разнообразных языковых средств.

Языковые средства – словарный запас, звуковой состав слов, грамматическая система, структура предложений – усваивается с самого раннего детства.

материалы в печатный сборник 

Основной задачей коммуникативных способностей детей в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО является развитие активного словарного запаса.

Дети, как правило, проводят мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора). Все реже слышат от мамы колыбельные на ночь, сказки. Поэтому речь ребенка скудна и односложна. В ней все больше преобладает отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, а также отсутствие культуры речи, плохая дикция.

Игрушка является важнейшим средством для развития коммуникативных способностей детей в связи с психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

На протяжении всего детства у ребенка развивается способность к зрительному восприятию игрушки, он начинает с нею «работать», выделяя компоненты для анализа и синтеза.

В нашей группе есть подбор мелких игрушек по видам и категориям, наборы игрушек, представленных в виде лото. Игрушки расположены в доступном для воспитателей и детей месте. Для каждой темы своя папка, что помогает педагогу в любой момент найти нужную игрушку.

Практическую деятельность педагоги планируют следующим образом:

1) Обогащение предметно-пространственной среды за счет подбора игрушек, соответствующих возрасту.

2) Разработка и проведение системы непосредственно-образовательной деятельности с использованием разнообразных приемов:

  • – рассматривание двух пар предметных игрушек;
  • – рассматривание предметных игрушек из серии «Домашние животные»;
  • – рассматривание предметных игрушек из серии «Животные и их детеныши»;
  • – рассматривание тематических игрушек «Овощи»;
  • – рассматривание сюжетных игрушек с последующим рассказом воспитателя;
  • – предложить рассказать о том, что нарисовано на игрушке.

Первый цикл непосредственно-образовательной деятельности посвящен работе с парными предметными игрушками: «Игрушки для Миши и Мишутки». Здесь педагоги учат подбирать игрушки (по словесному указанию) на основании величины изображенного предмета. Побуждает детей называть предметы и их величину.

Затем создали развивающую ситуацию «Кто с нами рядом живет?» с целью рассматривания и узнавания на игрушках животных, живущих рядом с человеком («кошка», «собака», «корова», «коза», «лошадь»), с последующим обсуждением всех деталей изображения. При этом использовались фольклорные сюжеты, отражающие отношение человека к братьям нашим меньшим. У детей закрепили умение правильно показывать изображения по названию и внешнему виду.

Следующая игровая ситуация: «Животные и их детеныши», целью которой является закрепление знаний о домашних животных и знакомство с их детенышами. Ввести в понимаемую, а затем и активную речь существительное с обобщающим значением: «детеныш» и «детеныши». Детям был предложен рассказ воспитателя о «больших» и «маленьких» в животном мире, сравнивая их с человеком. Дети с удовольствием рассматривали игрушки с изображенными на них животными и их детенышами.

При разыгрывании образовательной ситуации «Покупка овощей», у детей закрепляются знания об огородных культурах.

3) Планирование индивидуальной работы с детьми:

  • – проведение дидактической игры «Лото»;
  • – чтение потешек;
  • – театрализованная деятельность;
  • – проведение дидактических игр с использованием игрушек;
  • – чтение произведений с использованием предметных игрушек.

Что способствовало обогащению как пассивного, так и активного словаря детей.

Таким образом, в соответствии с ФГОС при решении задач развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через различные виды деятельности с использованием игрушки, проводиться углубленная работа: учет возрастных особенностей восприятия детей третьего – четвертого года жизни (использование ярких, красочных, доступных для возраста игрушек); индивидуальная работа; чтение художественной литературы, используя разнообразие форм и методов работы, опираясь на индивидуальный речевой уровень детей; театрализованная деятельность; работа с родителями.

Дети учатся использовать в собственной речи названия предметов и объектов близкого окружения, их назначение, действия с ними, ярко выраженные части и свойства.

Речевое воспитание детей – одна из важных составляющих общего развития ребенка. Чтобы осуществлять речевое воспитание детей, необходим постоянный поиск эффективных средств развития активного словарного запаса детей.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь