ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

0
1185

 

Каюрова Анна Николаевна,

воспитатель,

Волкова Любовь Георгиевна,

старший воспитатель,

Фокина Елена Игоревна,

инструктор по физической культуре

Рекламное сообщение     

МБДОУ ДС №123 «Тополёк»

 

Чтение – важный вид деятельности для человека, особенно в пору начального этапа его развития. Детская книга – это особое человеческое произведение, которое требует определенный набор знаний и нравственных черт личности писателя. По словам В.Г. Белинского, образ, формируемый у детей-читателей складывается из «души благодатной, любящей, кроткой, спокойной, младенчески простодушной», «ума возвышенного, образованного», «живой поэтической фантазии» .

Знания детской литературы исключает небрежность в работе педагога, позволяет быть оригинальным в выборе художественных средств для маленького читателя. Процесс восприятия и воздействия художественного произведения на дошкольника может не стать глубоким, личностным, если не будет посредника между текстом и ребенком – педагога – профессионала книжного дела. Чувства и эмоциональные впечатления, возникшие в детстве, станут основой его мировосприятия и мироощущения.

Воспитательное значение книг для детей велико. Первые литературные источники расширяют представление о мире, знакомят с социальной природой, с родным языком, явлениями окружающего их мира. В процессе чтения детских литературных произведений у детей формируются общечеловеческие ценности, чувства, оценки и отношения ко всем явлениям жизни.

Говоря об особенностях восприятия детской литературы дошкольниками младшего возраста необходимо учитывать способность воображения – источник развития чувств и фантазии. При отборе художественной литературы для чтения детям необходимо опираться на лучшие образцы российской и зарубежной детской литературы.

Эмоционально-образное восприятие литературного языка предполагает проникновение в содержание произведения, в его эмоциональный смысл, побуждает способность эмоционально отзываться на сопереживание персонажам художественных произведений, знакомит с книжной культурой, формирует умение понимать на слух тексты разных жанров литературы.

Цель технологии З.А. Гриценко «Пришли мне чтения доброго»: формирование первичного круга детского чтения, воспитание устойчивого интереса детей к художественной литературе. Работа осуществляется с детьми младшего дошкольного возраста через организацию специально-организованного чтения один раз в неделю. Основной целью педагога младшей группы становится: создание условий для привлечения внимания детей к книге, ознакомление с разными жанрами художественных произведений, расширение детского кругозора, формирование нравственно-духовных понятий.

Ознакомление детей с художественной литературой по данной технологии осуществляется в свободной деятельности ежедневного чтения:

  • Тематическое (опора на реальный детский опыт);
  • Теоретическое (доступность возрасту);
  • Творческое (развитие творческого потенциала ребенка);
  • Аналитическое (анализ текста с целью глубокого проникновения его смысла и художественных особенностей)

Анализ художественного произведения состоит из двух частей:

1) вопросы, направленные на выяснение понимания детьми фактов, событий, картин, образов;

2) вопросы, ведущие детей к осознанию содержания, но путём осмысления языковых средств.

Варьируя различные виды деятельности, свободно перемещаясь в групповом пространстве, используя яркую наглядность и элементы сюрприза, от этапа к этапу педагог формирует у детей творческой воображение, воспитывает интерес к книге, как к источнику познания и эмоционального развития.

Структура образовательной организованной деятельности:

Часть 1. Вводная

Цель: создание условий для совместной работы, эмоционального контакта, яркого восприятия художественного слова.

Основные формы работы: выразительное чтение, беседа, с музыкальным или наглядным сопровождением.

Методика показа изображения: картина следует за словом. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.

Часть 2. Рабочая

Цель: создание у каждого участника чувства принадлежности к группе, развитие творческой и поисковой активности, формирование эмоционально образного восприятия.

Основные формы работы: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов, театрализованные игры: элементы сказкотерапии с импровизацией; элементы психодрамы (биодрамы – театр зверей); игры на развитие навыков общения; игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения; рисование, кляксография, пуантилизм.

Методика работы: особая привлекательность стихотворных произведений – рифма, ритмичность, музыкальность. При повторном чтении дети запоминают, усваивают смысл стихотворения и обогащают речь рифмами и ритмами.

Часть 3. Завершающая

Цель: закрепление положительных эмоций от совместной, коллективной работы на занятии.

Основные формы работы: совместная творческая деятельность.

Методика работы: совместное и самостоятельное взаимодействие с ребёнком, развитие поисковой активности детей, побуждение к творчеству при выполнении заданий.

Основой эмоционально-образного восприятия произведений литературы детьми младшего дошкольного возраста является литературный и жизненный опыт ребенка, характеризующийся наивностью и яркой эмоциональностью. В центре внимания ребенка находится главный герой, его внешность, действия, а понимание переживаний и мотивов поступков героя затруднены.

Принципы подбора художественного текста: принцип целенаправленности, принцип единства формы и содержания, принцип литературного развития, принцип избирательности .

Эмоционально-образное восприятие детьми художественной литературы – это деятельностный подход, предполагающий совместную и самостоятельную деятельность детей, обеспечивающий личностное развитие ребенка, решающий задачи художественно-эстетического воспитания ребенка с опорой на эстетическую функцию языка, формирующий предпосылки ценностно-смыслового понимания произведений литературы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь