ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Зубрилина Виктория Леонидовна
воспитатель,
Крутько Анна Ивановна
музыкальный руководитель,
Мелентьева Наталия Евгеньевна
воспитатель
МБДОУ ДС №40 «Золотая рыбка»
г. Старый Оскол, Белгородская область

Материалы участников Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное саморазвитие педагога»

Название  –  ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

секция  – 2. Экологическое воспитание в дидактических играх.

В современном мире остро стоит вопрос экологического воспитания. А дошкольный возраст является фундаментом, когда закладываются основы доброго, бережного отношения к природе на всю жизнь, ведь ребенок как чистый лист познает окружающий мир открытой душой и сердцем и очень важно показать воспитаннику прекрасный мир природы и помочь наладить взаимоотношения с ним.

Целью работы в дошкольном учреждении является:

формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Рекламное сообщение     

В нашем детском саду работа построена через природоохранный социально-образовательный проект «Эколята–Дошколята» и имеет разнообразные формы.

 Во-первых, это непосредственно-образовательная деятельность, на которой дети познакомились с эколятами и «Азбукой природолюбия», а также состоялось посвящение в эколята, и где планомерно знакомятся с разнообразием животного и растительного мира, с природой, а также воспитывается потребность принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Во-вторых, это организация культурно-досуговой деятельности: праздник «Мы ребята – эколята», экологические викторины «Природа Старого Оскола», «Красная книга», «Помогите природе!», экологические экскурсии «Экологическая тропа», «Урок чистоты», «Наш цветущий детский сад», «Зелёная карусель», экoлoгичeскиe выстaвки и экспoзиции, проведение дней экoлoгичeскoгo творчества.

В-третьих, исследовательская и экспериментальная деятельность, которая способствует расширению знаний о явлениях неживой природы. Ребёнок ближе знакомиться с изучаемыми объектами природы, экспериментирует, делает выводы, анализирует, учиться уважительно, с пониманием и бережно относиться к ним.

В-четвертых, участие в природосберегающих акциях «Живи ёлка!», «Сдай макулатуру – спаси дерево!», «Витаминный подоконник», «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать!» повышает активность детей, способствует развитию чувства сопереживания, ответственности, доброжелательности.

В- пятых это проведение наблюдений заполнение календаря природы, ведение журнала роста высаживаемых растений, рассматривание картин, плакатов, просмотр фильмов о природе, труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), чтение рассказов, стихов о природе, беседы – всё это повышает экологическую культуру воспитанников.

 И, наконец, ведущий вид деятельности дошкольников –это игра, которая является одним из путeй пoвышения эффeктивнoсти экoлoгическoгo воспитания, так как детская игра обладает мощными развивающими характеристиками. Используются дидактические, настольно – печатные и подвижные игры с экологическим содержанием. Именно в игре, совместно со взрослыми, ребенок приобретает необходимые знания и навыки.

В группе созданы все условия для экологического воспитания детей. Для наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой оформлен стенд «Эколята – Дошколята» с логотипом, девизом и гимном эколят. Еженедельно обновляются материалы, меняется наполнение разделов, дополняются заданиями, загадками, сказками и играми от эколят. «Центр экспериментирования» с материалами для изучения свойств воды, магнитов и др., увеличительные стёкла, зеркала, образцы глины, песка, камней и т. д. В «Центре природы» дети ухаживают за комнатными растениями, выращивают рассаду и овощные культуры, заполняют календарь природы, собирают коллекции семян, насекомых, камней, ракушек, гербарии, изготавливают поделки из природного материала. В «Библиотеке природы» представлены детские экологические книги, географические атласы, глобус, определители животных, видео и аудиоматериалы. Подборка книг и журналов природоведческого характера.

Вся работа ведется в тесном контакте с родителями, которые участвуют в совместных праздниках и досугах, проводятся индивидуальные консультации; семинары-практикумы; изготавливаются папки-передвижки; фото презентации; в родительском уголке ежемесячно обновляется информация.

Таким образом, созданная педагогами и родителями стимулирующая и способствующая проявлению детской инициативы предметно-развивающая среда и личный пример воспитателя, демонстрирующий детям правильное отношение к природе активно действующий, вместе с детьми участвующий в природоохранной деятельности являются важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию.

 

 

 

Скачать (PDF, 2.26MB)

 

 

 

Список литературы:

  1. О. А. Воронкова «Добро пожаловать в экологию»Издательство» Детство- Пресс» 2004 г.
  2. Т. В Зотова «Азбука природолюбия», Межрегиональная общественная организация содействия сохранению природного наследия регионов “Природное наследие нации” и др. Москва, 2012г.
  3. Н. Н Кондратьева «Программа экологического образования»Издательство» Детство- Пресс» 2000г.
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2023/05/03/pedagogicheskiy-proekt-ekolyata-doshkolyata-sotsialno

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь