ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РЕБЁНКА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

0
497

Дятлова Татьяна Владимировна
Дорохина Светлана Владимировна
воспитатели
Шмоткина Анастасия Ивановна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 15 «Дюймовочка»
г. Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»

название – ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РЕБЁНКА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

секция – 6. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей и в становлении личности ребенка»

Одним из важнейших условий психического развития ребёнка является потребность в общении с членами семьи. Слова «папа», «мама», «бабушка», «дедушка» ребёнок произносит с самого раннего детства. Эти слова воспринимаются им как личные имена, обозначающие конкретных людей. В 3 года дети начинают понимать, что папа и мама есть у всех. К школьному возрасту эти слова утрачивают значение личного времени.  Дошкольники часто думают, что дочь или сын – это обязательно дети, а бабушка и дедушка, пожилые люди.

Раньше составление родословной являлось культурной традицией народов. В настоящее время эта традиция утрачивается. Не все родители объясняют детям, кто кому кем приходится. В настоящее время родословные в семьях не пишутся, многие не представляют, как составляется родословная семьи. А ведь знание истории своей семьи является источником, помогающим ребёнку адаптироваться в обществе, найти себя в жизни, дающим силу для духовного совершенствования. Поэтому в дошкольном детстве необходимо заложить фундаментальные основы семейных ценностей, формирующих ответственность перед памятью своих предков.

В проекте опирались на теоретические основы педагогов, работающих по проблеме знакомства с родословной своей семьи в дошкольном возрасте.

  • В.С. Мартышин изучал восприятие дошкольником терминов родства и их связь с психологическими особенностями развития ребёнка.
  • М.Ю. Новицкий и Е.В. Соловьёва считают знакомство старших дошкольников со своей родословной важным средством нравственно – патриотического воспитания.
  • Е. К. Ривина даёт подробную информацию по составлению родословного описания.
материалы в печатный сборник 

Новизна проекта заключается в систематизации форм работы, направленной на знакомство дошкольников с историей своей семьи.

Целью работы было формирование знаний воспитанников о понятии родословной своей семьи, преемственности поколений.

На первом этапе изучив публикации, материалы по данной проблеме, привлекли родителей. Поскольку только в тесном контакте с семьями детей возможно полноценно знакомство с родословной каждой семьи. Родителям были предложены анкеты, по результатам которых определили на сколько родителе владеют знаниями по данной проблеме. В ходе индивидуальных бесед с родителями, объяснили цели и задачи данного проекта. Чтобы выявить представления детей по данной проблеме с ними проводилась беседа на тему: «Моя семья», круглый стол с родителями «Семейный очаг».

В ходе второго этапа были реализованы разнообразные мероприятия, направленные на формирование представлений о своей родословной у старших дошкольников:

  1. Образовательная ситуация по развитию речи на тему: «Семейный калейдоскоп».
  2. Образовательная ситуация по ознакомлению с социальным миром на тему: «Имя, Отчество, Фамилия».
  3. Образовательная ситуация по изобразительной деятельности на тему: «Семейные традиции»
  4. Сюжетно-ролевая игра «Семья на даче»
  5. Консультация для родителей на тему: «Исторические основы родословной».

На третьем, заключительном этапе проекта, была организована выставка семейных работ, создание и презентация семейного герба, представление проекта на методическом объединении педагогов.

Результатом реализации данного проекта в группе стало то, что за достаточно небольшой промежуток времени у детей сформировались более глубокие представления родства, обогатился словарный запас, и они научились применять полученные знания в продуктивных видах деятельности.

Список литературы:

  1. Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. – М.,1983.- 61с.
  2. Карандашёв Ю.Н. Семейная биография ребёнка. – М.,1992.- 67с.
  3. Мартышин В.С. Твоя родословная: Учебное Пособие по изучению истории семьи и составление родословной. – М., Школьная пресса, 2000.- 224с.
  4. Ривина Е. К. Знакомство дошкольников с родословной. – Мозаика – Синтез, 2008.- 128с.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь