Материал размещен во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование –
современные методики и технологии обучения и воспитания», июль — 2021
Козикова Елена Васильевна
Гудкова Юлия Александровна
воспитатели
СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина
с. Старый Аманак м.р. Похвистневский Самарской области
ФОНАРИК ДЛЯ СВЕТЛЯЧКА
технологическая карта непосредственно образовательной деятельности воспитателя в старшей группе компенсирующей направленности
Структура паспорта.
Группа: старшая группа компенсирующей направленности.
Тема: «Фонарик для светлячка».
Цель: развитие познавательной деятельности и повышение мотивации к обучению в школе.
Задачи:
Обучающие задачи:
- формировать умение обобщать и систематизировать знания о геометрических фигурах, о расположении тела в пространстве, о направлении в пространстве;
- продолжать совершенствовать навыки устного счёта в пределах 10;
- упражнять в решении логических задач;
- развивать связную речь, умение грамматически правильно строить предложения, отвечать на вопросы распространенными предложениями.
Развивающие задачи:
- развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику, творчество. Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать активную любознательность;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе и в парах, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.
- Совершенствовать умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться; выслушивать других детей, не перебивая соблюдать правила игры. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, геометрические фигуры на стойках, карточки с заданием.
Раздаточный материал:
наборы геометрических фигур, карандаши, карточки с заданиями, прозрачные планшеты, гуашь разных цветов, салфетки, игровизоры – таблицы.
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Геометрическая мозаика», «Юный математик», «Четвёртый лишний», выполнение заданий на логическое мышление.
Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | Игровой сюжет, дидактические игры. |
Коммуникативная | Беседа, вопросы, объяснения. |
Познавательная | Решение проблемной ситуации. |
Двигательная | Координация речи с движением, развитие мелкой и общей моторики. |
Логика образовательной деятельности
Деятельность педагога | Деятельность детей | Образовательный результат | |
Организационный момент. | Педагог с детьми входят в группу, выстраиваются в полукруг, здороваются с гостями. | Дети входят в группу, здороваются. | Дети социализируются в незнакомом обществе взрослых. |
Педагог сообщает детям, что сегодня пришло видеописьмо и приглашает детей посмотреть его. | Дети соглашаются с педагогом.
Просмотр видеописьма. (Отрывок из мультфильма «Светлячок») |
Дети настраиваются на совместную образовательную деятельность, проявляют положительные эмоции. Дети заинтересованы | |
Педагог говорит детям, что без фонарика светлячок больше не сможет освещать дорогу. А Мышка просто так не отдаёт его.
Педагог предлагает посмотреть карту, которую прислала мышка. По ней можно добраться до места, где находиться фонарик. Педагог озвучивает проблему. Но у нас случилась одна неприятность: на ветру карта испортилась. Вопрос к детям: Как мы можем помочь Светлячку? А что мы для этого должны сделать. Педагог даёт детям задание из мячиков сделать круг. |
Дети предлагают помочь Светлячку вернуть его фонарик.
Дети рассматривают карту.
Нам нужно восстановить карту и найти фонарик |
Дети умеют отвечать полным ответом, мотивированы на деятельность. Стимуляция познавательного интереса.
Развита способность сопереживать. |
|
Основная часть
|
Вопросы:
Как вы думаете, для чего мы будем делать круг? Расскажите, как надо сделать круг? |
Дети отвечают на вопрос педагога, рассуждают, соглашаются с педагогом. | У детей развито воображение.
Развивается речь детей. |
Педагог раздает мячи Фребеля, предлагает смоделировать круг | Дети соединяют мячи с помощью верёвки и делают круг. | Развивается у детей координация движения, общая моторика. | |
Педагог сообщает детям, что это наша подсказка, потому что первая остановка, которую мы восстановили на карте – это круг. Куда мы пойдём дальше? | Дети находят круг и объясняют, как к нему дойти. | Развивается связная речь детей. | |
Задание 1: «Заколдованный предмет»
Педагог показывает детям изображения и уточняет у детей, что в этом задании нужно сделать? Педагог хвалит детей за правильный ответ. И предлагает расколдовать предмет. Педагог благодарит детей за то, что помогли расколдовать вертолёт. |
Дети рассматривают задания, рассуждают и объясняют, что надо соединить цифры по точкам.
Дети расколдовывают предмет. Соединяют цифры по точкам. Выполняют задания самостоятельно. |
У детей развито внимание, любознательность,
Развивается мелкая моторика пальцев рук и самостоятельность выполнения задания. |
|
Задание 2: Педагог сообщает детям, чтобы попасть на остановку полукруг нужно построить мостик из цифр до полукруга от 10 до 1. | Дети выполняют задание: выстраивают мостик из цифр от 10 до 1. | Дети знают цифры и умеют раскладывать по порядку. | |
Педагог сообщает детям, что мы попали на остановку полукруг и здесь нас ждут необычные задания. | Дети слушают педагога. | У детей поддерживается интерес к выполнению заданий. | |
Задание 3: «Четвертый лишний»
Педагог предлагает обратить внимание на слайды и спрашивает детей: Какое задание нужно здесь выполнить? |
Дети слушают, рассматривают задания и говорят, что надо сделать. | Дети умеют рассуждать.
|
|
Педагог называет игру «Четвертый лишний?
Вопросы к детям: Почему вы так считаете? На следующей карточке нам что надо убрать? Почему мяч лишний? Какие фигуры вы видите, назовите? Что здесь лишнее? Почему вы так думаете? А на что похожа морковка? Педагог хвалит детей за правильные ответы. Педагог сообщает, что треугольник – это наша следующая подсказка. Предлагает рассказать, что надо делать, чтобы добраться до треугольника? |
Дети определяют лишний предмет, обосновывают свой ответ полным предложением
Дети рассуждают, называют лишний предмет.
Дети находят треугольник и объясняют, как до него добраться. |
Дети умеют отвечать на вопросы полным ответом.
Дети умеют рассуждать. |
|
Задание 4 Педагог предлагает сесть за столы. Обращает внимание, что на столе лежат краски, планшеты и салфетки.
Педагог даёт детям задание и предлагает работать в паре, помогая друг другу, краску выбрать на выбор. Задания для детей. Нарисуйте трапецию, дорисуйте ещё две линии, чтобы получился один большой треугольник. Дорисуйте ещё две линии, чтобы получился большой ромб. Педагог хвалит детей. И говорит, что это тоже наша подсказка. Следующая наша остановка Ромб Вопросы к детям. В каком направлении нам надо идти, чтобы попасть к ромбу? Посмотрите внимательно, всем надо идти в одном направлении? Задание 5: – На остановке «Ромб» воспитатель предлагает задание на внимание. На экране появляется схема, пока я считаю до 10, вы должны запомнить и расположить геометрические фигуры у себя в таблице, так как на экране. Педагог напоминает детям: Не забывайте, у вас должны совпадать цвет, форма, и местоположение. Сколько фигур всего надо выложить? |
Дети занимают свои места за планшетом. Слушают следующее задание.
Дети распределяются на пары
Практическая работа детей в планшетах.
Дети догадываются, что нужно каждому определить, в какую сторону пойдут, ориентируясь на себя.
Дети внимательно выбирают каждый своё направление пути к ромбу.
Дети выполняют задания на планшете |
У детей развито внимание.
Умение работать в парах.
Дети умеют ориентироваться на местности.
У детей развито внимание, память, умение самостоятельно работать. |
|
Педагог сообщает, что все задания дети выполняли. Мы вместе восстановили карту, и нашли фонарик. Включить продолжения мультфильма | Дети смотрят продолжения мультфильма. | Положительный настрой детей. | |
Заключительная часть.
учительная часть. |
Педагог отмечает, что они так много знают, такие внимательные, сообразительные, умеют помогать друг другу. | Дети слушают педагога. | Создан фон положительно эмоционального удовлетворения от непосредственно образовательной деятельности. |
Рефлексия.
Понравилось вам наше сегодняшнее путешествие? Педагог подводит итог. Молодцы ребята, мы с вами не только путешествовали, но и помогли Светлячку. Вопросы к детям: – Что нового вы узнали? -Что вам понравилось больше всего? – Какое задание вам показалось самое сложное? – Какое задание было самым легким? Дети прощаются с гостями, и уходят. |
Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями, анализируют свои успехи. | Воспитанники владеют устной речью, включённой в общение. Развита самооценка. |