ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ПРОФИЛАКТИКЕ  НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

0
1308

Резникова Анна Владимировна

Пашина Татьяна Владимировна

Исаева Ольга Викторовна

Воспитатели МБДОУ д/с №6 г. Белгорода

        Всероссийский постоянно действующий профессиональный конкурс педагогов детских дошкольных организаций “ЗОЖ в ДОУ” 

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ПРОФИЛАКТИКЕ  НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

(Консультация для родителей)

материалы в печатный сборник 

     Осанка зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного аппарата и нервно-мышечного аппарата. Правильно будет сказать, что осанка является отражением состояния опорно-двигательного аппарата, интенсивное формирование которого происходит на протяжении всего дошкольного возраста и продолжается до девяти лет.

       Одним из основных факторов, влияющих на формирование опорно-двигательного аппарата, является двигательная активность. Двигательная активность в дошкольном учреждении является основной формой организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам, соответственно, решение тех или иных задач в процессе двигательной активности при грамотном подходе, в конечном итоге, способствует профилактике нарушения осанки.

 Решение данной задачи это:

  1. Реализация принципа сознательности в процессе двигательной активности;
  2. Постоянный контроль за выполнением упражнений;
  3. Самоконтроль ребёнка за осанкой во время выполнения упражнений.

Реализация принципа сознательности

      В физической активности общепринятыми принципами является: систематичность, доступность, от простого к сложному, повторения, индивидуальный подход и.т.д.

    Но основополагающим принципом является сознательность, которая приучает к самостоятельности и воспитывает потребность в двигательной активности.

     Во время выполнения упражнений необходимо сначала  проговаривать полностью желательно в стихотворной форме, на какую группу мышц или на развитие, какого физического качества в данный момент направлено упражнение. Например: «На пятках шагаем – ноги укрепляем!», «Чтобы сердце укреплять нужно долго и медленно бежать!», «Мячик отбиваем – ловкость развиваем!». А в дальнейшем, проговаривать начало предложения, а дети хором продолжают. Например: «Наклоны будем выполнять…», а дети продолжают: «…спину будем укреплять».  «По канату (скамье) мы идём и нам весело, не теряем на ходу…», дети продолжают: «…равновесие!» и.т.д.

    При обучении общеразвивающим упражнениям, во время первого выполнения упражнения, необходимо задать  медленный темп и предложить детям почувствовать, какие мышцы у них задействованы в работе. Затем дети могут перечислить, на какие группы мышц они почувствовали воздействие. Дети с большим интересом прислушиваются к своему организму.

   Для осознания детьми  значимости правильной осанки с определённой периодичностью можно провести два эксперимента.

    Первый эксперимент заключается в том, что дети в исходном положении стоя или сидя, ноги скрестно принимают сутулую осанку посредством того, что «обнимают» себя за плечи. И в таком положении надо предложить им сделать глубокий вдох. После этого дети принимают правильную осанку (расправляли плечи) и также пытаются сделать глубокий вдох. Затем они рассказывают свои ощущения и делают вывод, что только при правильной осанке можно полноценно дышать и есть больше места для работы сердца.

    Второй эксперимент заключается в том, что стоя перед зеркальной стеной, дети принимают неправильную осанку, а затем правильную. После этого оценивают эстетику каждого положения тела и делают вывод, что красиво они выглядят только когда принимают правильное положение тела.

Контроль за выполнением упражнений состоит из двух составляющих – это контроль, за темпом выполнения упражнений и техникой выполнения упражнений.

       При решении задач по профилактике нарушения осанки нецелесообразно выполнять упражнения в быстром темпе. При выполнении общеразвивающих упражнений  умеренный темп, чтобы дать возможность детям потянуться, выпрямиться, проработать мышцы. Регулируя темп выполнения упражнений, необходимо обеспечить разную нагрузку на нужные группы мышц, отдавая преимущество тем, которые нужно укреплять в данное время. Тоже касается и выполнения основных видов движений на равновесие и некоторых упражнений на развитие скоростно-силовых качеств. Например, ползание по гимнастической скамье, подтягиваясь двумя руками, прыжки с продвижением вперёд и.т.д.

      Для увеличения экскурсии грудной клетки необходимо использовать дыхательные упражнения, сопровождающиеся поднятием рук внешними дугами вверх или разведением в стороны при вдохе и опускании рук внешними дугами в исходное положение при выдохе. На выдохе дети произносят различные звуки такие как:

«а» (поём песенку),

«о» (удивляемся),

«у» (ветер),

«з» (муха),

«ж» (пчела, жук),

«ш» (змея, лопнул шарик, мячик сдулся) и др.

         При выполнении упражнений надо следить, чтобы работа руками выполнялась с полной амплитудой, вдох был достаточно глубокий, а выдох длиннее вдоха.

Самоконтроль за выполнением упражнений

     Приём «самоконтроль ребёнка за осанкой» необходимо использовать на протяжении всей физической активности. Важно побуждать своими действиями к самоконтролю, например, во время ходьбы  подобрать  вопрос или выражение «Кто красивей всех шагает, голову не опускает?» и дальше продолжать «Все ребята высший класс? Посмотрю сейчас на вас!». Дети, как правило, моментально реагируют и «поправляются», поэтому следует обязательно похвалить.

    При планировании общеразвивающих упражнений важно подобрать такие упражнения, во время выполнения которых невозможно удержать равновесие, если не принять правильную осанку. Например, присед на носки колени в стороны, стойка на одной ноге, упражнения на ограниченной опоре и.т.д. Во время выполнения основных видов движений при ходьбе по гимнастической скамье, дети делают остановку на середине и выполняют стойку на носках, присед на носки колени в стороны. Также дети выполняют ходьбу по гимнастической скамье с мешочком на голове, что способствует самоконтролю ребёнка за осанкой.

     Так же необходимо проводить подвижные игры в которых предусмотрены правила для  фиксации правильной осанки. Например, подвижная игра «Снежная королева», содержание которой состоит в том, что «Снежная королева» догоняет детей и, дотронувшись за ребёнка, замораживает его. В конце игры королева может разморозить, только тех детей, кто принял правильную осанку.

   Итак, для успешного решения задачи по профилактике нарушения осанки, в физической активности необходимы:

     Постоянный контроль за осанкой вовремя выполнения упражнений; осознанное отношение детей к выполняемым упражнениям; продуманная и правильно организованная работа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь