ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ

Буткевич Инга Сергеевна
Елисеева Лидия Витальевна
воспитатели
МБДОУ ДС №28 «Ладушки»
г. Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»

название – ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ

Секция – 19.«Использование современных технологий в построении партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ»

Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности.

Желательно, чтобы  воспитание духовной личности на основе Православных традиций осуществлялась совместными усилиями образовательной системы и семьи.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Рекламное сообщение     

Семейное, общественное и государственное устройство в России складывались под влиянием православной культуры, поэтому в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения страны, обращение к опыту православного воспитания мы считаем особенно актуальным.

     Дошкольное воспитание – важнейший период духовно-нравственного становления и развития личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявления. У ребенка формируется основа отношения к себе и к окружающим, обществу в целом, расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении.                                                                                                                               На данном этапе развития ребенка, одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и семьи – заложить основу нравственности,  раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные ориентиры. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Духовно-нравственное развитие происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям и является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

       Анализируя свою работу, мы пришли к выводу, что самым слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей является семья. Практика работы  показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.  Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, преподаваемые детям педагогами.  Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана  дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. В семье с первых дней жизни ребенок усваивает законы нравственных отношений.

       Один из ведущих принципов, на которых базируется педагогический процесс в семье – разумная любовь к детям. С одной стороны, любить ребенка значит уметь сострадать доверять,  помогать ему, уважать его. Но с другой стороны,  уметь требовать,  быть настойчивым в искоренении недостатков. Любить разумно – это значит растить не эгоиста с потребительской психологией; потакать ребенку во всех его безмерных желаниях. Это не значит напичкать его суммой знаний чтобы “любя” сделать из него врача, юриста, экономиста, который пробив себе дорогу в жизни, обеспечил бы себя всем необходимым и не имел материальной нужды.

     Напомним о важном правиле воспитания – ребенок отождествляет себя с другой личностью, подражает поступкам. Дети – отражение родителей.  Учение через поступки и жизнь – самое лучшее.  Дела говорят сильнее слов.  Ребенок замечает и делает то, что делают старшие. Мнение взрослых  для них всегда авторитетно.  Через призму атмосферы семьи преломляется детское понимание окружающего мира,  человека, его поступков,  вырабатываются ценностные ориентиры.  Каждый  шаг родителей оставляет крупицу своего собственного разума нравственности души.

       Главная задача родителей – умелое создание разумных привычек. Привычка обычно перерастает в характер.  Под характером понимается пока не вся личность,  в  ее полноте,  а  совокупность  прижизненно формируемых индивидуальных свойств – отношений человека к миру,  накладывающих отпечаток  на все его действия. В формировании характера ведущая роль принадлежит именно семье,  здесь ребенок впервые проявляет себя, обретает наилучшие формы своего духовного и социального развития.

     Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками.

Совместно с родителями мы проводим православные праздники, которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества.

В своей работе с  родителями мы практикуем проведение совместных учебных  мероприятий:

  • родительские семинары-собеседования на диалоговой основе;
  • участие родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий, проектов, досугов;
  • выставки детских работ, изготовленных совместно с родителями;
  • вечера вопросов и ответов;
  • организация совместного труда родителей и детей на участке детского сада (уборка, строительство горок, посадка деревьев и т.д.);
  • благотворительные акции: «Святое Белогорье», «Фонд Света», «Сирень победы» и др.

     Пропаганду педагогических знаний среди родителей проводим через систему наглядной агитации. Наглядно-информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки-передвижки, информационные стенды, фотовыставки, буклеты и памятки с важной информацией.

Родители активно привлекаются к участию во всех формах и направлениях.  При согласованном взаимодействии детского сада и семьи личностное развитие ребенка идет более успешно.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Детство, по словам Сухомлинского, важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

 

 

Скачать (PDF, 4.16MB)

 

 

Литература

  1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью / Н.В. Алешина. – ЦТЛ, Москва 2000. – 128 с.
  2. Каирова, И.А. , «Азбука нравственного воспитания»: Пособие для учителя  /  И.А. Каирова, О.С. Богданова. –  М.: Просвещение, 1997. – 290 с.
  3. Киркос, Р.Ю. Православное воспитание дошкольников / Р.Ю. Киркос. – С-Пт., 2005. – 222с.
  4. Князева, О.Л. Программа «Приобщение детей к истокам  русской народной культуры» / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – Издательство «Детство – Пресс», 2006. – 306 с

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь